Таможенные пошлины
Осень 2008 года – мировой финансовый кризис. В кризис каждое г-во стремится защитить своего производителя. С 12 января 2009 года были увеличены таможенные пошлины на товары автомобильной промышленности с 25% до 35% таможенной стоимости. В то же время, чтобы развивать отечественное производство автомобилей пошлины были снижены к 0% и к 5% на сворку.
В 2009 году Евросоюз ввел экспортные субсидии для производителей молока и сыра. Что дало им преимущества. Что делать России? Повышать конечно ввозные таможенные пошлины в отношении молочной продукции с 15 до 20%, это влечет за собой повышение цены на иностранные товары и на отечественные товары.
Когда начал действовать ТС (весной 2010 года) опубликовало основные направления таможенно-тарифной политики, описывали изменение стратегии тарифного регулирования. В этих направлениях государственной политикой открыто назывался протекционизм. ТС рассматривается не как способ открытия рынка для сторон ТС, а для большей закупки товаров стран ТС. До 1 января 2010 года ставки таможенных пошлин устанавливало Правительство РФ, с 1 января – начал действовать Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета Евразэс от 27 ноября 2009 года №18 «О Едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, Казахстан и РФ». Этим Единым тарифом были изменены ставки ввозных пошлин – ставки снизились по 1500 товаров, по 350 – повысились, по 9тыс были сохранены неизменными. Полномочия по введению таможенного тарифа были предоставлены Комиссии ТС. С середины 2012 года эти полномочия перешли к Совету Евразийской экономической комиссии и с середины 2012 года действует новая редакция единого таможенного тарифа, которая опять изменила ставки в связи со вступлением России и ВТО.
Лето 2010 года ознаменовалось засухой и пожарами. Урожай был потерян и стал вопрос выживаемости. Необходимо было опускать ввозные пошлины. Осенью 2010 года Комиссия ТС приняла решение об обнулении ввозных таможенных пошлин на гречку, картофель и капусту. Введено в действие с 23 ноября 2010 и действовало по 1 июня 2011 года. Летом 2012 года Россия вступила в ВТО и снизила тарифные пошлины, но поскольку ТС единый, то и в ТС снизились пошлины на продукты питания и легкую промышленность (с 40% до 5%). Что будет? Отечественный производитель будет закрывать предприятия, иностранная продукция заполонит рынок и поставит нас в зависимость от иностранных государств. Нужно давать субсидии нашим предприятиям? Переводить на синтетическое волокно? Закрывать?
на этой недели Правительство должно выработать план адаптации нашей экономики к ВТО. Сейчас ввозится 80% легкой промышленности. Поэтому будет ставиться вопрос о том, кому помогать субсидиями. Не девальвировать ли нам рубль, чтобы защитить его???
3. ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ.
Определение дает ТКТС в статье 4 пп. 8 – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:
1) Меры нетарифного регулирования,
2) Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые, исходя из национальных интересов,
3) Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами,
4) Меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения,
5) Меры технического регулирования
6) Требования санитарно — эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные.
Запреты и ограничения устанавливаются международными договорами государств-членов ТС, решениями Комиссии Евразэс, а также НПА государств-членов ТС.
В соответствии с Решение Межгос. от 27 ноября 2009 года №19 «О едином нетарифном регулировании ТС республик Беларусь, Казахстан, РФ считаются вступившими в силу с 1 января 2010 года Соглашение о единых мерах нетарифного регулировании в отношении третьих стран 2008 года, Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами 2009 года, Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на Единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года».
Данное соглашение определяет:
1) Меры нетарифного регулирования.
Определение есть в ст. 4 пп. 17 ТКТС – это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера. Отличие мер нетарифных мер регулирования – экономические, а другие не носят экономического характера. Соглашение к мерам нетарифного регулирования отнесены следующие:
· Запрет экспорта.
· Количественное ограничение экспорта или импорта
Запрет и ограничение вводятся для предотвращения или ограничения критического недостатка товаров на внутреннем рынке ТС. При введении количественных ограничений применяются КВОТЫ, когда определяется определенное количество товара – ежегодно Комиссией Евразэс устанавливаются тарифные КВОТЫ на ввоз в страны ТС на мясо птицы, скота.
Товары в отношении которых могут вводится ограничения экспорта должны содержаться в перечне товаров существенно важных для внутреннего рынка и решением Комиссии 2010 года включены: мясо крупного рогатого, свинина, баранина, птица, крупы. Те товары, на которые могут быть введены временные ограничения либо запрет на вывоз.
· Предоставление исключительного права на экспорт или импорт
· Лицензирование в сфере внешней торговли (получение разрешения)
· Наблюдение за экспортом и импортом
2) Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств
Исходя из национальных интересов государств, могут вводиться данные меры, не носящие экономического характера. К ним могут относиться:
· Запрет ввози или вывози и
· разрешительный порядок ввоза или вывоза (спец. Разрешение)
3) Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами. Решением №19 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами ТС в торговли с третьими странами. В этот перечень включены:
· Озоноразрушающие вещества
· Химические средства защиты растений
· Опасные отходы (ртуть н-р)
· Коллекционные материалы минералогии, палеонтологии
· Дикие животные живые (можно, но с массой документов, о том, что они не занесены в Красную Книгу, не больны)
· Драгоценные металлы и камни
· Наркотические средства и психотропные вещества, ядовитые вещества
· Лекарственные средства
· Радиоэлектронные средства и высокочастотные средства
· Специальные средства предназначенные для негласного получения информации
· Этиловый спирт и алкоголь
· Шифровальные средства
· Культурные ценности
· Документы национальных фондов
· Органы и ткани человека, кровь и её компоненты
· Служебное и гражданское оружие и патроны к нему и т. д.
В соответствии с Положениями №19 «о применении ограничений», при прибытии данных товаров на границу ТС или убытии с данной территории, перевозчик предоставляет таможенным органам лицензии либо иные разрешительные документы, например – Для вывоза культурных ценностей необходимо свидетельство Росохранкультуры России на право вывоза культурных ценностей с территории РФ. Для ввоза или вывоза служебного и гражданского оружия и патронов к нему, нужно получить разрешение МВД России. Запрещено, если не соответствует мерам безопасности или изготовлено из материалов, не позволяющее определить его с помощью металлоискателей.
ОСОБЫЕ ВИДЫ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ
Соглашение от 9.07.2009 года – к особым видам относятся:
1) Ограничение импорта товаров, если это необходимо для защиты внешнего финансового положения и поддержания платежного баланса
2) Меры, принятие которых необходимо для участия государств – членов ТС, в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН. Такие меры вводит Комиссия Евразэс, на основании решения высшего органа ТС. В РФ такие меры вводятся Указами Президента РФ. При принятии резолюции Советом безопасности ООН о принятии санкций в отношении к-л государства, в полном соответствии с этой резолюцией принимается Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН».
ФЗ №164 к особым видам запретов и ограничений относит также ограничения, связанные с мерами валютного регулирования и ответными мерами, которые вводятся, когда государство не выполняет обязательства по отношению к РФ или предпринимает меры, которые нарушают интересы РФ и т. п.
Иные виды запретов и ограничений в ТКТС регламентируются международными актами: Соглашения по санитарным мерам, по ветеринарно-санитарным мерам, о карантине растений, о единых принципах и правилах единого технического регулирования. Решения комиссии ТС, н-р, 2010 года «О техническом регулировании в ТС». Техническое регулирование – перечень продукции, который подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов. Соответствие качеству должно быть подтверждено, оно подтверждается ГОСТами, необходимо, чтобы товар им соответствовал.
Помимо международных актов есть и национальное законодательство: Закон РФ 1993 года «О ветеринарии», ФЗ 1999 «О санитерно-эпидемиологическом благополучии населения», 2000 — «О карантине растений», 2002 года – «О техническом регулировании»