Учебные материалы по юриспруденции| Социальные основы гуманистического поведения | Juristu5
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

Социальные основы гуманистического поведения


СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

( Агрессия. Нравственность. Гуманизм)

Беседу ведёт профессор Марина Львовна Бутовская,. Учёных всегда интересовал вопрос: «Есть ли эволюционные корни у того, что мы называем НРАВСТВЕННОСТЬЮ. Т..е. как мы различаем ЗЛО и ДОБРО, что такое ХОРОШО, а что такое ПЛОХО?».

Одно время наука утверждала, что НРАВСТВЕННОСТЬ свойственна только человеку и это отличает его от животных, например, приматов. Но, данные современных научных исследований свидетельствуют, что задатки, корни ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, т. е. корни так называемой НРАВСТВЕННОСТИ ( альтруистического поведения и толерантности) можно наблюдать у приматов. АЛЬТРУИЗМ такой же инстинкт, что и АГРЕССИЯ.

Альтруизм, прежде всего, проявляется в к своим детям, родственникам и далее уже с соплеменникам и затем далее к другим представителям своей социальной группы. И не будь у наших предков всех этих отчётливых этических признаков морали, то возможно, нас как людей и не было бы вовсе на планете Земля, нас бы просто звери съели.

Не агрессия и борьба, а гуманизм и альтруизм сделали людей людьми, о чем толковал в своё время, в своём христианском учении,. Иисус Христос.

Возможно, речь надо вести с того, что все виды социальных животных, обладающих высоким интеллектом, в той или иной мере уже обладают этой самой МОРАЛЬЮ.

Учёнык-этнологи занимаются изучением эволюционных основ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ и в ходе исследований и экспериментов установили, что, например, летучие мыши-вампиры, как и люди, обладают повышенным нравственным альтруизмом м не дают умереть с голоду своим соплеменникам, членам своей колонии. эти мышки делятся едой друг с другом и в этом смысле речь идёт об альтруизме, т. е мы наблюдаем основы НРАВСТВЕННОСТИ. Чем же обусловлен этот мышиный гуманизм? Альтруизм в зачаточном состоянии мы наблюдаем у всех социальных, животных, ведущих групповой, общественный образ жизни. И их гуманизм, зачастую, связан с РИСКОМ, т. е. с рискованной стратегией добывания пищи у «охотников-собирателей». Альтруизм, чаще всего, распространяется на охотничью добычу; когда имеется высокий шанс, что ничего не добудешь

Альтруистическая стратегия добывания пищи у летучих мышей и собирателей-охотников, просто необходимо для выживания, альтернативы иной просто нет; они повязаны кровью, потому, что единственный способ выжить в социальной среде – это делиться, иначе умрёшь. Это правило не касается только наших олигархов, которые делятся награбленным только под дулом автомата киллера.

Возникает вопрос: «А что делать с паразитами?» они есть везде, тунеядцы всегда хотят прокормиться и существовать за чужой счёт. А вот для этого случая эволюция предусмотрела механизм выявления таких обманщиков и наказание их, изгнание я. А порой и смерть.

Эволюционный отбор в социальных группах направлен против паразитов и тунеядцев, тех кто только берёт и никогда не отдаёт, они очень быстро выявляются и оказываются вне НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА и как бы «вытесняются» разными способами из социума, другими особями группы или погибают от естественных межвидовых врагов, в первую очередь, как говориться. Почему у наших олигархов выгорает, а у мышей-вампиров «непрохлояет»? потому что другие члены социального социума обладают ПАМЯТЬЮ. Они прекрасно знают и понимают, КТО, КАК и КОГДА и КАКИМ образом и способом оказывал им ПОМОЩЬ и кому они в следующий раз должны оказать помощь, а паразиту и тунеядцу неблаг7одарному помощь не окажут и тот просто умрёт через 48-мь часов.. .

У охотников-собирателей этот НРАВСТВЕННЫЙ закон работает чё1тко. Человек, который не делится добычей, например, не может жениться, а потому не может продолжать свой род. С помощью подобного полового отбора и шёл отбор. Из социума шло «выбивание» подобного рода эгоистов и паразитирующих особей.

В обществе людей, конечно и естественно, всё тоже, но только намного сложнее. Всегда находятся лентяи, но, как правило, , таких людей много не оказывается (по закону Гаусса), почему? Да, потому что СТАТУС, который занимает особь в группе зависит от того общего ВКЛАДА,, который он даёт обществу, группе, родне, семейству.. А вот от СТАТУСА (успех, удача, победа и т. д.) завесило, сколько у тебя будет репродуктивных партнеров и потомства, так на генетическом уровне предавались гены ГУМАНИЗМА.

Что мы знаем о современных человекообразных обезьянах? Наука серьезно и вплотную занялась этим вопросом каких-нибудь 10 – 15-ть лет назад и результаты оказались не просто интересными, а триумфальными.

Мы на них, а они на нас в этом социальном устройстве очень похожи. У них гибкая социальная структура организации, достаточно сложная, требующая интеллекта и сообразительности и многих других, чисто человеческих качеств, которые раньше считались прерогативой только человека, речь идёт в том числе и о сложных орудийных действиях

Самым неожиданным открытием было выявление высокого уровня интеллекта у шимпанзе, что дало возможность говорить о новой культуре в социуме шимпанзе, почему? Потому что, замечено, что каждая популяция обладает своими, отличными способами использования орудий труда, технологиями их изготовления и обработки, а также способами их приготовления и применение этих орудий в конкретных контекстах ситуации. Две соседние популяции, живущие в абсолютно идентичных эколого-климатических условиях, могут пользоваться разными орудиями для разных целей, т. е. речь уже идёт о разных КУЛЬТУРАХ?

Использование орудий труда – это длительный и сложный процесс освоения и этому, действительно, взрослые «обучают» меленьких детеныше. В первую очередь к этому их (детёнышей) стимулируют самки, поощряя и наказывая, тем самым направляя детёнышей к определённому роду деятельности, вынуждая его использовать и изготавливать орудия труда, а в дальнейшем осваивать технологии его применения для практических целей с пользой…

Вначале детёныши ПОДРАЖАЮТ взрослым до тех пор, пока сами не поймут, как правильно пользоваться данным орудием. А подкрепление уже идёт тогда, когда самка даёт часть своего «улова» терпеливо обучая детёныша. Навыки подобного рода прививаются гораздо дольше, чем это происходит у человека. Например, навыки разбивания камнями орехов, которые иногда могут растягиваться на годы.

Так в разных популяциях существуют разные методики обучения, вот почему школа обучения подчёркивает существование института КУЛЬТУРЫ. Перенимают ли культуру соседние популяции?

Соседние популяции мало контактируют и общаются между собой. Передача культуры и культурных навыков в основном осуществляется только за счёт того, что некоторые самки шимпанзе переходят в другие сообщества, и, таким образом, в пределах каждой популяции существуют свои традиции, которые почти не переходят из культуры одной популяции в культуру другой популяции

Таким образом, есть элементы поведения не передаваемые по наследству, а усваемые в виде программ, приобретаемых культурально, т. е. у социальных животных опыт может перениматься «прямо на глазах».ю но у приматов, кроме этого. Имеется вкус и к изобретательству и открытиям, что свидетельствует о высоком интеллекте, относительно других животных, представителей природы Земли.

Интеллект человекообразных обезьян, естественно, ниже чем человеческий, и, конечно, недостаточный, чтобы понимать СМЕРТЬ, как «уход в мир иной», т. е. туда, откуда не возвращаются. Можно сказать, что они обладают неким пониманием «запредельного» состояния, но разумом 3 – 4-х летнего ребёнка.

Помимо культуры в социальных сообществах чётко прослеживается ясная структурная система социальных взаимоотношений, которая зависит от интеллекта человекообразных обезьян. Саки у приматов могут переходить из одной группы в другую, самцы же предпочитают оставаться в своём социуме. Самки занимают подчинённое положение, ну а самцы, доминируют.

Самцы способны очень хорошо кооперироваться друг с другом и организовывать АЛЬЯНСЫ (мезальянсов не бывает) для того, чтобы добиваться ВЫГОДЫ для себя и защищать своё потомство и сообщество от посягательств других социумов и диких зверей.

Раньше считалось, что война является прерогативой людей и в общем тут нечем гордиться. Но, например, шимпанзе устраивают войны. Наблюдения в Танзании показали, что война между социумами приматов, является обычным явлением. Два соседних сообщества враждуют между собой долгое время, но как только одно сообщество по количеству самцов превышает критическое, то это становится поводом к войне. Более сильное сообщество просто-напросто «выщёлкивает» самцов более слабого сообщества. Сильные самцы, патрулируют границы соседнего сообщества, проникая на его территорию, и как только увидят самцов малочисленной группы, то тотчас нападают и просто разрывают на части, пока не «выбьют» всех самцов. В результате войны, они получают землю и самок, что говорит об абсолютной политике захвата. Данный феномен можно и на поведение людей. Захватнические войны у шимпанзе очень сильно напоминают политику ранних охотников-собирателей, когда они нападали на соседние племена и деревни земледельцев, убивали молодых воинов и уводили женщин.

Таким образом, война является довольно-таки типичной политикой, существовавшей на протяжении всей истории существования человечества, показывающей систему взаимоотношений соседних сообществ между собой. Существует теория, что политику войны мы унаследовали от них. Хотя у человекообразных приматов есть и много хороших черт, например ГУМАНИЗМ, и АЛЬТРУИЗМ, т. е. НРАВСТВЕНННОСТЬ, т. к. они готовы поделиться друг с другом, зачастую это продукты охоты и реже, самки.

Лакомым кусочком для самки всегда было МЯСО. Таким образом, самец мог делиться своим мясом, чтобы получить самку, этим нехитрым способом. В итоге он может организовать с ней такую временную «мясную» пару, а для самца поворачивается случай к спариванию. Таким образом, пословица: «Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок», неправильная; нужно перефразировать пословицу: «Путь самца к гениталиям самки лежит через её желудок».

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020