Принципы историко-правового исследования
Принципы историко-правового исследования
1. Историзм;
Рассмотрение политико-правового учения в его развитии. Это значит, что мы должны хронологически посмотреть, например, как социалистическое учение развивается, каким оно становится в наши дни.
2. Документализм;
Этот принцип требует наличие в историко-правовом исследовании наличие материальных или иных источников. Как работает специалист по ИППУ? Для него нужен прежде всего текст. Допустим решил порассуждать о Марксе. Нужно отталкиваться от текста. Строгая наука предполагает, что мы должны четко воспроизвести текст, а не фантазировать о нем.
Берем советский период (ИППУ того времени). Если автор немножко социалист, немножко атеист или немножко революционер, то этот факт раздувают очень сильно. Джордано Бруно сожгли на костре за его разногласия с церковью – все, атеист! Н. Г. Чернышевский «Что делать?» — написал роман. В его романе нет ни слова про революцию, а его в советское время считают революционером. А он большую часть написал при царе-батюшке, а в то время была подцензурная печать. Роман «Что делать?» — роман о людях, об их любовных взаимоотношениях (так толкует этот роман определенный европейский автор, мол это сублимация Чернышевского его неудовлетворенного желания орального секса).
Руссо – в любом учебнике он радикал, хотя это не так. Ты должен четко говорить в своем тексте – «вот это Чернышевский, а вот это мои мысли». Возьмите Радищева – он невротик, он истерик, но умный человек. Про революции толком не писал, а из него сделали очередного революционера.
Сейчас тоже начинают перелапачивать историю. Мы же строим демократию (хотя не понятно уже – и церковь и консерватизм привлекаем). И все новой точки зрения придается. Если в советское время автор революционер и против богатых – то она наш человек. А нынче может попасть под закон об экстремизме.
Для строго исследования, для строгой науки нужно придерживаться текста.
3. Объективность и всесторонность анализа.
Для историка ППУ это принципиально важно – нужно быть объективным, максимально точно воспроизводить текст. Воспроизводить не понравившийся кусок, а не
Чехов – страшный антисемит и ненавидел евреев, хотя великий писатель. Достоевский тоже был антисемитом, вообще кроме русских никого не выносил. Почему мы не должны об этом писать – это же наша культура!
Берем фашизм – многим деятелям культуры симпатизировал фашизм. Мерешковская-Гиппиус, например. Ей симпатизировал Муссолини.
Или Ильин. Н. С. Горбачев привез из Швейцарии (вроде бы) его гроб. Ильину очень симпатизировал немецкий национализм, фашизм. Об этом не говорят, но это факт.
Может ли историк быть объективным фактически? Нет, никогда это у него не получится, хотя он должен к этому стремиться. В. О. Ключевский – блестящий историк, читать его одно удовольствие (шутка – видеть вас – одно удовольствие, а не видеть – другое). Но и он субъективен – что-то считает важным, а что-то не считает важным.
Всякий текст он неизбежно субъективен. Человек – не машина, у него есть эмоции и политические представления. Это нужно понимать.
Берем план учебника – Нерсесянц и Мартышева. Читаем одну главу про Платона – и читаем разные тексты — кто-то одно выделяет главное, кто-то другое. Томас Джефферсон вообще считал, что не стоит обращать внимание на Платона.
Методы ПП познания
1. Исторический;
В плане принципа историзма.
2. Логический метод;
Требует рассмотрение исследуемого объекта на завершающей стадии его развития (абстрактно-схематично).
Берем социалистическую теорию. Смотрим исторически – есть такие-то авторы, такие-то источники, писали тогда-то. Смотрим логически – и говорим эпоху средних веков социализм носит ученический характер, а потом при Марксе более
3. Социологический;
Предполагает изучение связи между ППУ и разного рода социальными фактами (как религия, политика и т. п. влияет).
4. Сравнительный.
Как отличить либерализм от социализма в чистом виде? Очень сложно, нужно найти взаимоисключающие элементы!
И иные методы.
Значение истории ППУ как науки
Для чего нам нужна такая наука как ИППУ?
1. Помогает более полному, концептуальному пониманию всех юридических дисциплин.
ИППУ всегда была неотъемлемым элементом высшего юридического образования. Что такое ИППУ? Это такая среда, в которой реализуются идеи, концепции, которые потом возникают в источниках права. Берешь советский ГК и нынешний – разные мировоззренческие подходы. Советский – частная собственность и рыночная свобода – зло. Человек – это существо, которому не надо давать много собственности, которая испортит. Но сейчас либеральный кодекс.
Если мы знаем как сформировался источник права, мы лучше понимаем, что в него хотели вложить.
Даже Конституцию РФ, УК РФ (например, учение о наказании). В УК РФ – гуманистическая идея в том, что человек – это доброе существо, которое можно перевоспитать и исправить. А преступником он стал в результате неблагоприятных обстоятельств. И отсюда цель наказания – исправление преступника.
Но если мы положим туда фрейдистскую установку. Фрейд считает, что человек – это враг культуры, он постоянно агрессивно настроен к различного рода запретам. Если человек не совершает преступление – это исключение из правила, т. к. он должен совершать преступление по своей природе. Какое тут тогда будет исправление в УК?!
Берем СК – женщина и мужчина в браке равны. А если берем христианство – «да убоится жена мужа своего».
2. Она оказывает существенное влияние на фундаментальные исследования политико-правовых проблем.
Что Жуков здесь имеет в виду: применительно к гуманитарным наукам – все основное уже открыто. «Колесо уже не изобретешь». Природа человека по-сути своей практически не изменна (хотя биологи говорят, что меняется немного). Поэтому и отношения между людьми очень похожи. Мотивация человека одна и та же – его мотивация одна и та же была всегда – эгоизм, корыстолюбие.
За последние полвека, как говорит Жуков, ничего принципиально нового не появилось. Например, Ленин. Базовые аксиомы у него марксизма сохранились. Если ты хочешь сказать что-то новое – ты должен уходить в историю и Жуков дает 100% гарантию, что кто-то когда-то это создал.