Преступность и ее детерминанты
Тема 2. Преступность и ее детерминанты.
1. План.
Вопросы:
1. Преступность как объект криминологического изучения, её современное состояние и тенденции развития в Российской Федерации.
2. Понятие преступности и ее признаки.
3. Количественные характеристики преступности
4. Качественные характеристики преступности.
5. Латентная преступность.
6. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений.
7. Причины преступности.
8. Условия, способствующие совершению преступлений.
9. Факторы преступности, их виды и содержание.
10. Решение задач, заданий и тестов.
2. Форма занятия: дискуссия по теоретическим вопросам криминологии и практическое решение задач и ситуаций с применением норм криминологического законодательства.
3. Цель занятия: Закрепить и расширить знания у студентов по основным теоретическим положениям о преступности, её показателям, причинам, условиям и детерминантам. Обсудить понятие преступности и её причин. Обсудить основные причины преступности. Изучить основные виды причин и условий преступности. Приобрести навыки применения криминологических исследований при решении заданий, задач, ситуации, возникающие при исполнении должностных обязанностях юристом.
4. Материальное обеспечение: Плакаты, слайды, доска, мел.
Тезисы лекции, выставка литературы. Учебно-методическое пособие и пособие по самостоятельной работе.
5. Формирующие компетенции:
1) Формирование теоретических представлений о преступности и её детермінантах, закономерностях, принципах и факторах их научного исследования и анализа в криминологии.
2) Знать особенности и тенденции изменения преступности и причин её пораждающих, а также основне направления их развитие и изучения в современной криминологии.
3) Совместная квалификация и комплексный юридический анализ криминологических явлений или проблем и их юридическое решение.
4) Овладение умениями поиска и анализа криминологических обстоятельств, характеристик в различных уголовных делах и явлениях.
5) Овладение способностями творческого осмысления и применения полученных знаний и умений в будующей профессиональной юридической деятельности с использованием современных информационных технологий.
6) Совершенствование ораторского искусства и умения довести свою юридическую информацию до собеседника.
6. Учебное задание для подготовки к практическому (семинарскому) занятию.
Обязательное задание.
1). Проработать (прочитать, дописать, дополнить) конспект лекций по теме.
2) Изучить соответствующий раздел в учебнике «Криминология» (с.46-64,74-86) или в других рекомендованных учебниках.
3). Проанализировать законы и нормативных актов по данной теме:
4). Выписать не менее 5-ти нормативных понятий, определений или терминов по теме из указанных нормативных актов или словаря терминов и понятий по криминологии.
5). Подготовить тезисы или конспект ответов по вопросам практического занятия № 2, используя учебник или учебно-методическое пособие по криминологии.
6). Подготовить практическую часть занятия.
6.1) Решение практических заданий №№ 1,2,3,4.
6.2) Решение тестов 1,2,3,4,5.
Дополнительное задание
7). Ознакомиться с задачами (№ …) и тестами (№ …) которые содержаться в данном задании или разделе сборника задач по данной теме для решения их на аудиторных занятиях.
8). Подготовить реферат по теме «Анализ структуры преступности в Российской Федерации за 2014 год»,«Латентная преступность и способы её измерения», «Укрытие преступлений от учета регистрирующими органами, как источник формирования латентной преступности» или по выбору из списка рефератов по теме. Только студент по установленной в группе очереди.
9). Проверить свои знания по вопросам самоконтроля.
10). Ознакомиться (по желанию) с дополнительным материалом по вопросам темы в научной литературе (монографии, статье, юридическом журнале и др.) и материалами административной и судебной практики для выступления с информацией на семинаре и участия в дискуссии.
7. План практического занятия № 2.1
2 часа.
Тема. Преступность и её характеристика.
2.1.1. План.
Вопросы.
1.Преступность как объект криминологического изучения, её современное состояние и тенденции развития в Российской Федерации.
2. Понятие преступности и ее признаки.
3. Количественные характеристики преступности
4. Качественные характеристики преступности.
5. Латентная преступность.
6. Решение задач, заданий и тестов.
2.1.2. . Содержание практических заданий (ситуаций).
Выполнить задание № 1 письменно:
1) Рассчитать коэффициент преступности. Преступной активности в регионе.
2) Рассчитать коэффициент женской преступности в регионе.
3) Рассчитать индекс преступности в регионе.
4) Рассчитать индекс женской преступности в регионе.
5) Определите структуру общей преступности в регионе.
6) Определите структуру женской преступности в регионе.
Исходные данные выбираются из любого источника: а) статистической отчетности района проживания; б) правоохранительного органа прохождения практики; в) условные данные предлагаемые преподавателем.
Задание выполняется письменно вне аудитории или в аудитории и сдается на проверку преподавателю.
Решение тестов.
Тест №1. Коэффициент преступности не позволяет:
1. Проводить сравнение между различными территориями в разное время.
2. Проводить сравнение по одной территории в разное время.
3. Проводить сравнение разных демографических групп по активности в преступной деятельности.
Тест №2. Какая часть преступности всегда является случайной величиной: 1) Зарегистрированная преступность. 2) Латентная преступность.
3) Не зарегистрированная преступность и не латентная.
Тест №3. Удельный вес структурной составляющей преступности определяется, как: 1) отношение одной структурной составляющей преступности к другой; 2) доля данной структурной составляющей в общем числе зарегистрированных преступлений; 3) разность между структурно составляющей преступности и общим числом зарегистрированных преступлений.
8. Практическое занятие № 2.2
2 часа.
Тема. Причины, условия и факторы преступности.
2.2.1. План.
Вопросы.
4. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений.
5. Причины преступности.
6. Условия, способствующие совершению преступлений.
4. Факторы преступности, их виды и содержание.
5. Решение задач, заданий и тестов.
2.2.2. . Содержание практических заданий (ситуаций).
Выполнить задание письменно:
Задание №2.
Какое из приведенных суждений представляется вам более приемлемым и почему:
а) в основе причин преступности лежат определенные экономические факторы;
б) причинами преступности, прежде всего, являются дефекты общественного сознания;
в) причины преступности коренятся в индивидуальном сознании части граждан;
г) в обществе нет социальных корней преступности, и причины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;
д) в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков прошлого в сознании людей;
е) причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семья, производственного и ближайшего бытового окружения?
Задание №3.
Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:
1) по уровню влияния: а) на преступность в целом, б) на совершение конкретных преступлений.
2) по содержанию: а) детерминанты социально-психологического, б)социально-экономического, в) идеологического, г) организационного (в том числе правового), д) иного характера.
Попытайтесь классифицировать их как: 1) причины преступности (преступлений); 2) условия преступности (преступлений):
а) плотность народонаселения, его миграция;
б) дефекты в сфере управления;
в) раскрываемость преступлений;
г) слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморальное поведение;
д) изменения уголовного законодательства;
е) дефектность правосознания;
ж) «омоложение» структуры населения;
з) недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;
и) стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;
к) бедность, нищета;
л) злоупотребление свободой;
м) противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;
н) пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков;
о) нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;
п) недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;
р) отрицательные последствия научно-технического прогресса;
с) бытовые, семейные и трудовые конфликты;