Учебные материалы по юриспруденции| Предметная область экономической социологии | Juristu5
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

Предметная область экономической социологии


Предметная область экономической социологии

— предмет и объект экономической социологии

— задачи

— место эк. социологии в системе общественных наук

— становление эк. социологии в мировой науке

— этапы становления экономической социологии в России

Экономическая социология (ЭС) является междисциплинарной наукой. Она исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, выработанной социологией. Развитие экономики она описывает как социальный процесс движимый активностью действующих в ней социальных субъектах интересами, поведением, взаимодействием соц. групп.

Как самостоятельное научное направление ЭС зародилась в США в середине 50 годов 20 века. Главной социальной предпосылкой её возникновения явилась необходимость поиска путей эффективного управления человеческим фактором экономики в условиях роста масштабов производства, усложнения экономических связей и обострения социальных противоречий в рыночной экономике.

В спец. литературе отсутствует однозначное определение предмета. Радаев формулирует следующее определение: «Экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия», при этом объект он не определяет. Экономическое действие представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей.

Схожая точка зрения характерна для Верховина В. И. и Зубкова В. И., которые предметом экономической социологии считают изучение экономического поведения. По их мнению, к кругу проблем, которые должна решать экономическая социология, необходимо отнести следующее:

1.  проблема социальной сущности различных экономических процессов, выделение их в той социальной структуре, которая является областью исследования социологов.

2.  проблема социального порядка (экономического поведения).

3.  проблема соотношения «взаимодетерминации» человеческих действий и тех институтов, которые их регламентируют, нормируют и регулируют.

4.  проблема субъект экономического действия.

5.  проблема социального и экономического неравенства.

6.  проблемы экономической культуры.

Иной подход характерен для Заславской, Рывкиной и Соколовой. Данные авторы считают, что в самом общем виде ЭС изучает взаимосвязь экономики и общества посредством анализа социальных процессов, связанных с экономикой. Поэтому объектом экономической социологии выступает взаимодействие двух основных сфер общественной жизни: экономической и социальной. И соответственно взаимодействие двоякого рода процессов.

В качестве предмета ЭС в рамках данного подхода выступают социальные механизмы, от которых зависит протекание экономических процессов.

В философском смысле соц. механизм — это самодостаточное средство регулирования общественно значимых отношений, возникающих при взаимодействии групп общностей людей, элементов социальной структуры, различных сторон социальных процессов в обществе.

В социологическом плане под соц. механизмом развития экономики понимается — устойчивая структура взаимодействий социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а так же структура типов экономического поведения этих субъектов.

Рывкина трактует социальный механизм как совокупность взаимодействующих социальных групп, поведение которых порождает определенный социальный процесс, другими словами: соц. механизм – это стандартные системы социально экономических связей, порождающих процессы, которые идут в экономике.

Все задачи ЭС принято объединять в 3 группы:

1.  Теоретико — методологические. Состоят в том, чтобы разработать теорию, методологию и методику изучения:

— всего комплекса связей между экономикой и обществом, экономикой и соц. сферами;

— социального механизма развития экономики как целостной системы;

— основных соц. механизмов, регулирующих отдельные соц.-эк. процессы;

— соц. структуры общества;

— соц.-эк. активности населения;

— культуры;

— соц.-эк. результатов функционирования соц. механизмов.

2.  Эмпирические. Состоят в том, чтобы провести конкретные экономико-социологические исследования и получить ответы на вопросы о том:

— каковы проблемные звенья в системе связи экономической и соц. сфер общества;

— как функционирует соц. механизм развития экономики;

— как функционируют частные соц. механизмы, регулирующие отдельные соц.-эк. процессы;

— как устроена соц. структура общества;

— каковы основные виды и формы соц.- эк. деятельности и поведения групп;

— как устроена система управления экономикой, её основные структурные элементы;

— как влияют на эк. активность соц.-культурные факторы;

— каковы последствия и результаты функционирования соц. механизмов.

3.  Прикладные. Направлены на то, чтобы:

— оценить эк. и соц. эффективность системы соц. механизмов развития экономики;

— дать прогноз важнейших тенденций изменения в соц. механизмах;

— обосновать пути совершенствования системы соц. механизмов.

Для решения теоретико-методологических и эмперических задач необходимо ускоренное развитие соц. теории. Главными здесь являются 2 условия:

1.  разработка категориального аппарата;

2.  перевод на язык теорий множества новых феноменов и зависимостей.

Для решения прикладных задач необходим историко-соц. анализ мер, принимавшихся руководством страны для решения соц. механизмов развития экономики на разных этапах развития стран и оценка эффективности этих мер.

Особо актуальным представляется рассмотрение взаимосвязей ЭС со смежными науками.

Различия экономической теории и ЭС:

1.  ЭТ изучает объективные экономические законы, носящие надличностный характер, а ЭС интересует поведение взаимодействующих соц. групп в процессе реализации этих законов;

2.  в центре понимания экономиста находится экономическая сфера общества; социология рассматривается как зависимая от экономической. При социальном подходе экономическая рассматривается как часть общества в целом;

3.  в экономике цель развития исходит из материальной потребности людей; при соц. подходе экономика рассматривается как средство, помогающее обществу достичь высокого уровня жизни и соц. справедливости;

4.  экономисты изучают формализованные отношения, которые основаны на нормативных актах, а социологи изучают как формальные, так и неформальные отношения;

5.  при экономическом подходе человек рассматривается как условие производства с одной стороны и как потребитель – с другой;

6.  при соц. подходе человек рассматривается как субъект экономических процессов, соц. процессов и связей, при этом учитывается наличие у него личных потребностей и собственной системы ценностей.

Взаимодействие общей социологии и ЭС

Общая социология по отношению к ЭС выполняет 2 функции:

1.  Служит методологической основой

2.  Дает систему категорий

С другими отраслевыми социологиями ЭС связана таким образом, что эти отраслевые науки являются поставщиками эмпирического материала о поведении различных соц. групп и их интересов.

Становление экономической социологии, как мировой науки

Возникновение экономической социологии явилось итогом длительного процесса социологизмами западной экономической науки на всем протяжении ее развития. Еще Адам Смит разработал теорию человека и его потребностей — побудительных стимулов к действию к мотивации поведения. Постепенно экономисты расширили представление о круге факторов, ограничивавших свободную конкуренцию. Среди этих факторов все большее значение придавалось социальным, политическим, нравственным и религиозным. Можно выделить несколько крупных проблем, которые нашли отражение в концепциях западных экономических школ:

1.  характер мотивации экономического поведения (что движет человеком в экономике);

2.  соотношения в экономическом поведении свободы и регламентированности;

3.  роль различных ограничений свободного предпринимательства;

4.  отношения экономического человека и государства;

5.  проблемы корпоративного духа;

6.  роль социальных институтов в экономической жизни.

В первой четверти 20 века данные проблемы начинают активно разрабатываться в рамках социологии. А в середине 50х годов выделилось самостоятельное научное направление, названное «социология экономической жизни».

В становлении экономической социологии принято выделять 5 этапов:

1.  Середина 19 — начало 20 века. Классическая экономическая социология.

Представители: К. Маркс, М. Вебер, Т. Верблен.

Особенность: постановка и теоритический анализ наиболее крупных проблем, лежащих на стыке экономики и общества; разработка социальной альтернативы чисто экономическому взгляду на развитие экономики.

Можно выделить несколько методологических признаков развития экономики по Марксу. Прежде всего, он рассматривал закономерности экономического развития с позиции интересов деятельности и отношений классов, занимающих разное положение в системе производства. Стержнем социального механизма развития экономики, согласно учению Маркса, является классовая борьба пролетариата и буржуазии, основу которой составляет противоположность кассовых интересов.

В центре внимания Вебера находилось влияние 3х институтов: политики, этики и религии. Его заслугой является разработка таких категорий как: власть, статус, авторитет, престиж, бюрократизация, администрация. Он дополнил понятие «класс» понятием «статус», ввел понятие «статусные группы». Выделил три типы оснований власти: авторитет традиций, правовые нормы, эмоциональное признание. С помощью разработанных категорий Вебер дал острую критику капитализма с позиции социологии; внес большой вклад в разработку, исследование духа капитализма.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020