Учебные материалы по юриспруденции| Понятие предмета науки истории права | Juristu5
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

Понятие предмета науки истории права


Лекции по истории русского права и государства. Выпуск 1. Лекции I-V. М.: МГИМО.

§ 1. Понятие предмета науки истории права.

Приступая к изучению права как социального явления необходимо сразу же условиться о единообразном понимании двух вещей. Во-первых, что есть право; а во-вторых, что есть наука, изучающая право. Совершенно естественно, что право и наука о праве /доктрина/ не суть одно и тоже.

Итак, что же такое право? Наиболее часто встречающееся теперь определение права, одновременно претендующее на идеологическое беспристрастие, гласит, что право есть ком­плекс правил или норм, подлежащих неукоснительному выпол­нению. Неукоснительность в данном случае обеспечивается принуждением государства. Равно утверждается, что право как таковое есть санкционированный государством порядок. Отсюда делался и до сих пор делается вывод о том, что государство предшествует праву.

Необходимо сразу же отметить: подобного рода утверждения далеки от истины. Не государство санкционирует право, а право устрояет государство, государство суть институт права, но не наоборот. Часто еще можно встретить утверждения, что, мол, это схоластическая постановка вопроса: что появилось раньше, государство или право, поскольку это сродни постановке вопроса, что первее: курица или яйцо? Авторы подобных сомнений не подозревают, что говорят в таких случаях языком не фактов, а мистики, но мистики странной, насквозь пропитанной рационализмом. В данном случае мы наблюдаем определенный вид научного фетишизма, когда собственное неверие выдается за объективный факт, факт, позволяющий достигать условно-объективных результатов, но вслух об этом опять-таки предпочитают не говорить.

Фетишизм такого рода при изучении истории права и особенно государства есть вещь, способная только увести с пути истины. Вера или неверие в данном случае будет нечто реальным, особенно для древнего человека. Это тот фантазм, если выражаться языком Л. И. Петражицкого, который обладает реальной плотью мыслительных реакций человека. Тогда идея права, религия и т. п. вещи станут точно такими же факторами, производящими право, как и пресловутые производственные отношения.

Право, равно как и многие другие социальные явления, являющиеся основой человеческой жизнедеятельности, однозначной дефиниции /определению/ не поддается, как нельзя однозначно определить те процессы, которые приводят к появлению этих феноменов. Наиболее верное определение права лежит на пути познания такого социального явления как свобода. Свобода, как известно, бывает двух видов: полная (абсолютная) свобода от всего и вся, часто отожествляемая со свободой в анархическом обществе; а также свобода в чем-то. Наиболее верное и, следовательно, применимое здесь определение права есть определение его как свободы, причем свободы, реализованной на данном историческом отрезке времени в тех или иных формах.

Именно то, что в основе этих форм лежит нечто общее им всем – идея права как реализованной свободы и позволила в сущности зародиться науке истории права. История может быть там и только там, где есть движение – смена форм и понятий, а эти процессы возникают в свою очередь только там, где возможна одна единственная на все времена идея свободы, суть которой воплощается в раскрепощении человеческого разума от пут природной посредственности, т. е. человек реализует себя именно как человек, а не как животное.

Если выражаться проще (что не всегда хорошо), то свобода есть акт познания человеком самого себя. Поскольку это познание происходит через деятельность, направленную на окружающий мир, то в зависимости от результатов деятельности человека мы можем судить, насколько он в том или ином акте своей деятельности себя познал, т. е. был свободным.

Также и в праве. Выделив себя первоначально в виде самостоятельного субъекта, человек реализует свою субъективность в отношениях с другими ему подобными. Проще говоря, (в данном случае) он получает возможность действовать в том направлении, в котором ему кажется /пока еще кажется/ он должен действовать. Отсюда возникает внешняя данность, и от этого зарождающаяся императивность, совершаемых человеком действий, которые превращаются в многообразие фактов, из которых по сути состоит первичный правовой порядок — пpотообычай древнего человека. По мере осознания и сравнения фактов /своих прошлых действий/ с сегодняшним своим состоянием человек из прошлого выбирает то, что кажется ему наиболее приемлемым. Постепенно наиболее приемлемое получает форму источников права — законов, обычая и судебных решений.

Осознав себя стороной в этом процессе (подбора и реализации фактов), человек становится действительным субъектом права и начинает выступать как субъект в правоотношениях. Реализуемое в этих отношениях самосознание человека /осознание себя как субъекта права/ приводит уже в глубокой древности к формулированию основных принципов права, которые, обрастая различными социальными и нормативными особенностями, составляют правовую систему той или иной цивилизации древности.

Под этим мы и будем понимать в дальнейшем предмет нашего исследования.

§ 2. Понятие науки о праве.

Под наукой вообще и наукой о праве в частности можно понимать в самом широком смысле этого слова попытку дать объяснение, толкование тому или иному явлению, как социального, так и физического мира. Мы понимаем, что подобное определение не разделяет, например, науку с шаманством. Однако известно, что сама научная деятельность, как и всякая другая человеческая деятельность, содержит в самой себе критерий собственной значимости и критерий определения своих характерных сторон, которые и дают ответ, что перед нами: наука или камлание. Наиболее яркий пример этого – требование от науки материального результата. Шаман, как известно, еще никогда не смог материализовать духов, например, в стадо оленей.

Получается, что наука, как она есть, определяется и противопоставляется другим специальным видам деятельности своим предметом и методом определения и исследования этого предмета. Таким образом, под наукой о праве в узком значении этого слова мы понимаем те способы познания и определения права (понятия его), которые вообще приемлемы для познания права как такового.

Далее, в зависимости уже от специфики права и способов его осуществления в мире социальных явлений, мы проводим уже специальную классификацию наук о праве, как-то: теория права, философия права, история права и социология права. В дальнейшем мы классифицируем юриспруденцию на более специальные науки, предмет которых состоит в изучении присущих черт и многообразий уже отдельных отраслей права, например государственного, гражданского, торгового, административного, международного и т. п. права.

Итак, мы имеем возможность видеть, что предметом юриспруденции является не просто право как таковое, а право в его особом положении, отношении к другим явлениям человеческого общества. Методы исследования такого предмета будут диктоваться двумя главными критериями.

Во-первых, метод исследования очень часто диктуется уже самим предметом исследования. Это позитивные методы изучения права.

Во-вторых, метод исследования диктуется самим субъектом процесса исследования. Это уже общий нормативный метод, суть которого часто определяется, либо субъективными сущностными чертами самого исследователя (что не всегда хорошо отражается на достоверности полученных результатов), либо на этой стезе исследования удается отрефлектировать (отразить) наиболее общие, а потом уже и специальные моменты, в которых отражена, если можно так выразиться, норма, установление жизни предмета интереса исследователя. На этой стадии своей работы исследователь поднимается до общих основных законов развития предмета исследования; он проникает в его сущность, и, если выражаться языком Гегеля, здесь исследователь соединяет в своем разуме ранее существовавшие отдельно понятие и наличное бытие понятия предмета исследования. Ученый, таким образом, постигает главное – идею того, что он исследует. Сам исследователь при этом реализует себя как свободный человек, как истинный homo sapiens.

§ 3. Положение науки истории права среди других наук о праве.

В данном случае мы ограничимся лишь только общими науками о праве.

Под положением науки истории права среди прочих наук о праве мы подразумеваем зависимость или отношение истории права от других наук. Поэтому для более точного уяснения себе места истории права среди прочих наук имело бы смысл дать определение каждой из общих наук о праве. Именно общих, поскольку только такие науки рассматривают право не в отдельных формах его проявления, как это делают, например, отраслевые науки, а в его совокупности.

Итак, первой такой наукой является наука теории права, вернее, общая теория права и государства. Под теорией права мы понимаем попытку объяснения права, исходя из материала самого права. В данной науке наиболее плодотворным методом является, конечно же, логическая тавтология, имеющая форму догмы права. В рамках этой науки даются общие определения как самому феномену права, так и его слагающим: таким как норма права, его субъекты, общее понятие источника права и т. д.

Следующая общая наука о праве – это философия права. В данном случае эта наука уже может быть сравнима с высшей математикой права. В рамках данной науки исследователь пытается объяснить право, исходя не из материала самого права, а с помощью других, родственных праву явлений. В данном случае под родственными явлениями понимаются те социальные механизмы, которые так же, как и право, пытаются выполнять в обществе регулятивную функцию. Данная отрасль познания права крайне разнообразна, поскольку до сих пор еще не выработано в юриспруденции общего критерия определения единственно возможной детерминанты права. Этой детерминантой может быть как разум человека – феноменологические теории права (наиболее известная теория в этой области – теория естественного права), так и чувства человека – активно развивавшаяся в первой половине ХХ столетия психологическая теория права, а равно и производственные отношения – марксистские теории права и государства. Перечисление можно приводить очень долго.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020