Перечень вопросов для контроля по педагогике
14
8.4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Народная педагогика как «золотой фонд» научной педагогики.
2. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания.
3. Предмет и метод этнопедагогики.
4. Научное содержание народной педагогики.
5. Дети как субъект этнопедагогики.
6. Методологические основы этнопедагогики.
7. Детский фольклор и этнопедагогика.
8. Детская этническая среда.
9. Народные модели воспитания.
10. Мудрые заповеди народной педагогики и современность.
11. Исследование, изучение и применение этнопедагогических идей и опыта в массовой педагогической практике.
12. Диалектика национального и общечеловеческого в этнопедагогике.
13. Взаимодействие эпистемического и аксиологического аспектов фольклора в этнопедагогике.
14. Жанры фольклора как средство народной педагогики.
15. Народная педагогика как знание, творчество, культура.
16. История, теория и практика этнопедагогики в современном семейном воспитании.
17. Проблема этического самовоспитания в народной педагогике.
18. Гуманизм и демократизм этнопедагогики.
19. Народный (национальный) этикет и его современное состояние.
20. Развитие речи и мышления детей средствами народной педагогики.
21. Намеки как средство этического воспитания.
22. Обрядовый этикет и его этнопедагогическое значение.
23. Традиционная этика гостеприимства.
24. Игры детей как этнопедагогическое явление.
25. Народные методы закаливания и их использование в современной жизни.
26. Педагогическая помощь родителям в контексте традиционной культуры воспитания.
27. Педагогический такт учителя в общении с родителями учащихся.
28. Общение учителя с родителями на основе действующих традиций народной педагогики.
29. Рефлексия в этнопедагогике.
30. Взаимные отношения учителей и родителей с точки зрения соблюдения прав человека и требований народной этики.
31. Детские игры и их классификация.
32. Физический труд и игра в этнопедагогике.
33. Связь физического воспитания с нравственным в этнопедагогике.
34. Этнопедагогика о возрастных особенностях детей.
3 5. Этнопедагогика и этномедицина.
36. Новаторский опыт Никитиных и этнопедагогика.
37. Художественная литература как этнопедагогическое явление.
38. Трудовые традиции народа и воспитание детей.
39. Педагогическое окружение детей и его роль в воспитании.
40. Кубанские педагоги о необходимости регионального подхода к
образованию: историко-педагогический аспект.
8.5. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ И ЭССЕ
1. Представления народа о прекрасном и безобразном в природе, жизни и человеке.
2. Полный этнопедагогический цикл: обряды и ритуалы жизненного цикла.
3. Традиции семьи и семейного воспитания как этнопедагогическое явление.
4. Взаимосвязь целей общества и семьи по воспитанию детей.
5. Педагогика народного быта.
6. Особенности подготовки к семейной жизни в этнопедагогике.
7. Этнопедагогическая сущность ритуалов и обрядовых действий.
8. Морально-этические принципы семьи.
9. Взаимодействие старых и новых прогрессивных семейных традиций в современном воспитании детей.
10. Этнопедагогика семейного быта.
11. Трехпоколенная семья и ее этнопедагогические ресурсы.
12. Этнопедагогический обзор народов России.
13. Этнопедагогика, ее цели, задачи и содержание.
14. Этнопедагогические модели современной образовательной среды (на примере школ казачьей направленности).
15. Использование народных средств обучения в школьном преподавании.
16. Этнопедагогика с точки зрения культурологического подхода.
17. Этнопедагогика как практикоориентированная педагогика, ее пансофический характер.
18. Природосообразность и культуросообразность этнопедагогики.
19. Традиционная культура этноса и ее роль в воспитании детей.
20. Этнопедагогика как педагогика национальной идентичности.
15
16
8.6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО)
1. Самобытность народных педагогов, их дела и мысли.
2. Известные педагоги Кубани: историко-педагогический очерк.
3. «Мудрость старых чехов» Я. А. Коменского как первый образец афористической этнопедагогики.
4. Этнопедагогический опыт семейного воспитания в наследии И. Г. Песталоцци.
5. Русская этнопедагогическая классика (К. Д. Ушинский)
6. Этнопедагогическое наследие В. А. Сухомлинского.
7. Историческая этнопедагогика. Историография народной педагогики.
8. Этнопедагогика семьи.
9. Одаренные дети в этнопедагогике.
10. Народные игры и забавы детей.
11. Этнопедагогическая антропология.
12. Афористическая этнопедагогика.
13. Этнопедагогические основы народного патриотического сознания и поведения (на основе анализа русских народных сказок).
14. Особенности народной педагогики кубанского казачеств
15. Народный этикет и проблемы его возрождения (напримере изучения опыта казачьих школ).
16. Чему можно научиться у казаков?
17. Языческое и христианское в «Масленице».
18. Весенняя обрядность и ее воспитательное значение.
19. Эстетическое начало в народной обрядности.
20. Какому этикету учит нас народная культура? (на примере устного народного творчества)
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека человеком: начала современной педагогической антропологии. — М., 1994.
2. Волков Т. Н. Этнопедагогика: Учебник. — М., 1999.
3. Григорьев В. М. Народная педагогика игры. — М., 1997.
4. Петрова Т. Н. Народная педагогика. — Чебоксары, 1998.
5. Традиционная культура и детиПод ред. Бондаря Н. И. —
6. Кукулин, этнопедагогика и этнопсихология
( 10.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
16
17
1. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. — М., 1994.
2. Бим-Бад Б. М. Щит и оборона детства. — М., 1998.
3. Васильцова З. П. Мудрые заветы народной педагогики — М., 1983.
4. Волков Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма. — Чебоксары, 1993.
5. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. — М., 1997.
6. Гершунский Б. С. Философия образования. — М., 1998.
7. Детские подвижные игры народов СССР/Сост. А. В. Кальман. — М, 1988.
8. Кадыров Б. Формирование узбекской народной педагогики. — Ташкент, 1992.
9. Корчак Я. Как любить ребенка. — М., 1980.
10. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.
11. Нусхаев А. Л. и др. Стратегия реформ образования Калмыкии в русле национальной идеи. — Элиста, 1997.
N