Криминология лекции
Криминология
1 Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским ) занятиям.
Семинарские и практические занятия являются одним из видов контрольных занятий. По дисциплине «Криминология» учебным планом предусмотрено 26 часа практических (семинарских) занятий. Каждое практическое (семинарское) занятие требует значительных усилий студентов при подготовке к ним и участию в них. Успех, может быть, достигнут только при плановой деятельности и соблюдении ряда методических рекомендаций.
Каждое практическое (семинарское) занятие имеет ряд целей.
Во-первых, оно должно закрепить и углубить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельного изучения уголовно-исполнительных проблем, соответствующего законодательства и рекомендованной литературы, а также совершенствование практических навыков применения методов и способов криминологических исследований. Эти занятия служат трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, правонарушений, средством постановки, рассмотрения и решения проблемных ситуаций.
Во-вторых, студенты при подготовке к практическому (семинарскому) занятию и на нем должны расширить знания по изучаемой проблеме за счет ознакомления с дополнительной литературой.
В-третьих, целью практических (семинарских) занятий и подготовки к нему является формирование у студентов правосознания, их личного уважения к закону, умение применять знания к конкретным жизненным обстоятельствам. В ходе подготовки к практическим (семинарским) занятиям студенты должны научиться анализировать различные социальные явления и правовые нормы, практику их применения, различные точки зрения по теоретическим проблемам криминологии. Практическое (семинарское) занятие одновременно служит средством проверки знаний студентов и контроля индивидуальных заданий, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать усвоенный материал. В процессе выступления на практическом (семинарском) занятии студент должен продемонстрировать умение выделять основные положения криминологии, иллюстрировать их цифрами и примерами, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений. Практические (семинарские) занятия позволяют также контролировать усвоение студентами учебного материала.
Успеху проведения студентами практических (семинарских) занятий способствует тщательная предварительная подготовка к ним. По всем темам практических (семинарских) занятий дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию. В первую очередь необходимо ознакомиться с заданием к практическому (семинарскому) занятию и определить примерный объем работы по подготовке к ним. При этом необходимо выделить вопросы, упражнения и задачи, ответ на которые без предварительной подготовки не возможен. Далее надо ознакомиться с перечнем законодательных, нормативных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Этот перечень может быть дополнен преподавателем, из него могут быть исключены отдельные источники с учетом изменений в законодательстве, принятия новых правовых актов и выхода в свет новой литературы. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует, однако, иметь в виду, что в библиотеке института имеются не все рекомендованные источники.
Начинать подготовку к практическому (семинарскому) занятию надо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия, это помогает определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и точного ответа или решения задачи. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций, и иным нормативным материалам, регламентирующим организацию и осуществлению криминологического исследования во всех правоохранительных органах и учреждениях.
Следующим этапом подготовки является изучение соответствующей темы в учебниках и учебных пособиях. И только после того, когда уже имеется необходимая теоретическая база для усвоения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы.
При ответе на вопросы и решении задач и заданий внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможно и несколько вариантов ответов. В случае возникновения сомнений в правильности ответов можно посоветоваться со студентами или обратиться за консультацией к преподавателю. По просьбе студентов и инициативе преподавателя могут проводиться групповые консультации.
При подготовке к занятиям студенты могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическим материалом (схемами, слайдами, диафильмами, видеофильмами и др.), которыми располагает университет. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Для более глубокого усвоения материала, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя, студентам при подготовке к практическому (семинару) занятию необходимо вести конспект или составить тезисы по всем контрольным вопросам. Такой конспект может быть в отдельной, специально для этого предназначенной тетради в форме письменного плана ответов по каждому вопросу темы, а иногда и кратким ответом, подкрепленным ссылкой на нормативные материалы, статистические данные или литературу. В этой же тетради следует решать практические задачи и записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятиях. Если студент не подготовился к практическому (семинарскому) занятию или пропустил его по какой-то причине (в т. ч. и по болезни), он обязан во внеурочное время в течение двух недель отчитаться, выполнив индивидуальное задание, представив тезисы или устный ответ.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии и письменного выполнения практического задания при активном участии всех студентов. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники, а также акты борьбы с преступностью, реагирования на изменения состояния преступности, вынесенные контролирующими и надзорными органами, решения судов и другие документы. Как за устные, так и за письменные ответы студентам выставляются оценки по пятибалльной системе.
2. Темы практических (семинарских) занятий.
п/п |
Название темы |
Количество часов |
Уровень освоения |
1 |
Семинарское занятие № 1. Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. |
2 |
репродуктивный |
2 |
Практическое занятие № 2. Тема 2. Преступность и ее детерминанты. |
4 |
продуктивный |
3 |
Практическое занятие № 3. Тема 3. Личность преступника и механизм совершения конкретного преступления |
4 |
продуктивный |
4 |
Практическое занятие № 4. Тема 4. Проблемы виктимологии, суицидального поведения и фоновые явления в криминологии. |
2 |
продуктивный |
5 |
Практическое занятие № 5. Тема 5. Предупреждение преступности. |
2 |
продуктивный |
6 |
Практическое занятие № 6 . Тема 6. Криминологическое исследование, прогнозирование, планирование и организация борьбы с преступностью. |
4 |
продуктивный |
7 |
Практическое занятие № 7 . Тема 7. Криминологическая характеристика насильственной и корыстной преступности и их предупреждение |
2 |
продуктивный |
8 |
Практическое занятие № 8 . Тема №8. Криминологическая характеристика наркотической, женской и несовершеннолетней преступности и их предупреждение |
2 |
продуктивный |
9 |
Практическое занятие № 9. Тема 9. Организованная, рецидивная и профессиональная преступность и их предупреждение |
2 |
продуктивный |
10 |
Практическое занятие № 10. Тема 10. Криминологическая характеристика экономической, должностной и коррупционной преступности и их предупреждение. |
2 |
продуктивный |
11 |
Итого |
24 |
3. Планы практических (семинарских) занятий.
3.1. Планы практических (семинарских) занятий для дневной формы обучения.
Номерзанятия |
Содержание занятия |
Объем в часах Узнать стоимость за 15 минутРаспродажа дипломныхСкидка 30% по промокоду Diplom2020 Подпишись на наш паблик в ВКНужна работа?Написать курсовую работу у наших партнеров |