Актуальные проблемы теории государства и права
Актуальные проблемы теории государства и права.
Признаки государства. То, что отличает государство от др. политических явлений.
Гос-ная власть. Производна от власти как социального явления. Власть хар-ся внешним аспектом – принудительностью. Внутренний аспект – легитимность. Легитимность следует отличать от легальности. Легальность – формальная законность, т. е. соответствие закону. Легитимность – признание обществом власти.
Измерение легитимности явл-ся проблематичным из-за рассредоточения власти.
Гос-я власть отличается от власти как социального явления публичностью и суверенностью. Публичность – представительство, несовпадение власти с населением. Власть не должна быть связана с интересами отдельных социальных групп, быть равноудаленной от всех групп. Суверенность – независимость как внутри страны, так и на международной арене; верховенство, универсальность, т. е. распространяется на всей территории; монопольное право на принуждение.
Территория. Население.
2й и 3й признаки подчинены гос-й власти. Они становятся признаками гос-ва с точки зрения политико-правовой организации. Территория явл-ся признаком – с установления границ гос-ва, население – с определения статуса населения.
Налоги.
Форма государства. Внешнее проявление его признаков.
Форма правления — внешнее выр-е гос. власти.
Территория выр-ся в территориальном устройстве.
Население выражается в политическом режиме.
Форма правления – способ организации высших органов власти и их взаимодействие.
Монархии Республики
Монархия – такая форма правления, где глава гос-ва – неизбираемое лицо, а как правило наследующий свой статус.
Абс. Монархия – монарх единолично правит (все ветви власти, нет разделения власти).
Дуалистические монархии – переходные – либо от абс. к конституционной, либо от конституционной к республике. Монарх – глава исполнительной и судебной сласти + самост-й парламент. Власть ограничена конституцией.
Республика. Выборность главы гос-ва и др. высших должностных лиц (в основном зак-ной власти и главы прав-ва). Выборы свободные, равные, осущ-е путем тайного голосования.
Республика президентская – США, Мексика. Президент одновременно и глава гос-ва и глава исполнительной власти. Высшие должностные лица исп. власти назначаются президентом, некоторые из них д. б. согласованы с парламентом. Президент не имеет права распустить парламент, а парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству. Президент не имеет права законодательной инициативы и не имеет права издания нормативных подзаконных приказов. Имеет право вето — отклонить закон, принимаемый парламентом.
Республика парламентская – Италия, ФРГ, Австрия, Индия.
Глава гос-ва – президент, избираемый парламентом. Полномочия президента номинальные. Выполняет представительские функции.
Республика смешанная – Франция, Россия, Украина, Польша, Литва, Чехия.
Глава гос-ва – президент, избираемый населением, но он не является главой исполнительной власти – это глава правительства, которого назначает президент, утверждается правительством.
Отличие России от др. стран. Во Франции действует конституционный обычай – президент назначает главой прав-ва того, кто выиграл на парламентских выборах (партия).
Президент имеет право распустить парламент в двух случаях – ст. 111 конституции, и ст. 117 конституции (если парламент трижды в течение года выражает вотум недоверия правительству).
Президент обладает правом издания подзаконных приказов.
Формы тер-го устройства – политико-правовая форма устройства, определяющая способ определения и их правового статуса.
Унитарная форма. Протсая форма тер-го устр-ва, при которой в составе гос-ва нет гос-х образований (Адм-тер ед.). АТЕ опред-ся по территориальному, географическому и смешанному критерию. В нек-х случаях для определения АТЕ принимается во внимание этнический состав.
Централизованное унитарное гос-во. Власть на уровне АТЕ осуществляется из центра.
Децентрализованное унитарное гос-во. Больше самоуправления.
Смешанное унитарное гос-во.
Регионалистские унитарные гос-ва – сод-т АТЕ, образуемые по этническому критерию, и эти АТЕ обладают большей автономией по сравнению с др. АТЕ – в Италии – баски и Каталония, в Украине — Крым.
Федерации. Содержат в своем составе гос-е образования. Гос. образования связаны договором об образовании нового гос-ва.
При заключении этого договора происходит делегирование суверенитета.
Суверенитет делегируется федерацией, которая состоит из субъектов федерации, распространяется на всю тер-ю, кот. Состоит из субъектов и осущ-ся совместными действиями органов гос. власти (центра) и органов гос. власти субъектов федерации. Характерно распределение компетенций между органами гос. власти центра и субъектов. Ранее независимые гос-ва не только делегируют суверенитет, но и наделяют органы власти центра строго определенным объемом полномочий (ст. 71 КРФ). Все что не попадает в компетенцию центра наз-ся остаточной компетенцией субъекта федерации.
По способу образования:
Договорная федерация (классическая) – США, снизу вверх.
Конституционная федерация Мексика, Аргентина, Бразилия, в общем РФ, сверху вниз.
В зав-ти от хар-ра субъектов:
Территориальные, т. е. субъекты не отличаются национальным составом.
Национальные – Бельгия.
Смешанные – Россия, Индия (скорее по конфессиональному критерию)
Равноправие или не равноправие субъектов:
Симметричные
Несимметричные – Индия.
Империя – на сегодняшний день нет.
Политический режим – отношение нас-я к власти, кот. выражается в степени влияния населения на власть и тех методов, которыми оно на него влияет. Чем более влияние нас-я на власть – тем режим более демократичнее, чем менее – тем тоталитарнее.
На практике демократия реализуется в двух полит. формах – непосредственная демократия, и представительная демократия.
Непосредственная – когда сам народ реализует власть – референдум, МСУ, митинги, демонстрации, шествия, петиции.
Референдумы – законодательные и инициативные.
Представительная демократия – Монтескье. Выбираем лиц, которые представительствуют от имени населения.
Императивный мандат, свободный мандат.
Тоталитарный режим. Признаки: во главе гос-ва правящая партия, кот. принимает наиболее важные решения, осуществляет кадровую политику (назначаются люди из партии). господство идеологии, предписывает единственно верное поведение. господство гос-ва-партии в экономике, экономика огосударствленная. тотальный контроль за обществом. Италия, СССР.
Авторитарный режим – промежуточный между тоталитарным и демократическим. Во главе какой-нибудь генерал, вокруг него какая-нибудь хунта приспешников… Отсутствует единая идеология, но имеется четкий политический курс. Экономика – не может быть огосударствленной – она либо рыночная, либо смешанная (как в Африканских странах, рыночная в городах, натур. хоз-во в деревнях). Контроль над обществом, но не такой жесткий как при тоталитаризме.
Разделение властей
Мех-м гос-ва – гос. органы и гос. учреждения. Осуществляют функции гос-ва.
В основе гос. органов лежит принцип разделения властей.
Законодательная функция, 5 стадий – законодательная инициатива; рассмотрение законопроекта в профильном комитете; принятие закона в трех чтениях; утверждение Советом Федерации; пробульгация – публикация и вступление в силу.
Организационная функция.
Контрольно-надзорная функция.
Исполнительная власть. Центральный орган исп. власти – правительство.
Судебная власть. Осуществляет правосудие. Правосудие – те дела, кот. относятся к компетенции суда, и решаются судебной процедурой…
Менее значимые дела – компетенции суда, менее значимые – компетенция органов исполнительной власти….
Виды судов:
по юрисдикции – общие и специальные.
Правосудие предусматривается по уголовным, гражданским и административным делам.
есть нетипичные ветви власти:
глава гос-ва (полномочия зачастую выходят за рамки одной ветви власти)
надзорная ветвь – выявление правонарушений и реакция на это правонарушение. относится к деятельности любого гос-го органа. отличие от контроля – контроль не над подчиненными. Роспотребнадзор и др надзоры, прокуратура в части общего надзора.
Правоохранительная ветвь в части расследования преступлений, следственные органы.
Признаки права.
нормативность. обязательность. формальная определенность: НПА, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай, религиозные нормы, правосознание в виде правовой доктрины. обеспеченность принуждением при наличии основания для юрисдикционного правоприменения.
Источники права.
Источником права в широком смысле явл. состояние общества….
Источника права – мех-м воспроизводства права, включающий казус -> обычай -> закон.
Формы внешнего выражения норм права.
НПА – решение органа гос. власти и местного самоуправления, принятого в установленной процедуре, официально опубликованное (обнародованное), содержащие нормы права: распространяющееся на определенный круг лиц, имеющее неоднократное применение, действующее на всю территорию, на которую распространяется компетенция органа, его принявшего.
Судебный прецедент – решение суда, кот. является образцом для решения последующих дел и изменяет действующее законодательство.
Структура прецедента.
Норма права.
Признаки нормы права — см. признаки права.
Гипотеза нормы права – модель жизненной ситуации можно, должно или запрещено что-то сделать.
Диспозиция – само правило поведения ….
Отсылочная, бланкетная, …
Санкция нормы права – модель наказания, предусматриваемого за нарушение …
Принудительные меры