Учебные материалы по юриспруденции| Актуальные проблемы теории государства и права | Juristu5
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

Актуальные проблемы теории государства и права


Актуальные проблемы теории государства и права.

Признаки государства. То, что отличает государство от др. политических явлений.

Гос-ная власть. Производна от власти как социального явления. Власть хар-ся внешним аспектом – принудительностью. Внутренний аспект – легитимность. Легитимность следует отличать от легальности. Легальность – формальная законность, т. е. соответствие закону. Легитимность – признание обществом власти.

Измерение легитимности явл-ся проблематичным из-за рассредоточения власти.

Гос-я власть отличается от власти как социального явления публичностью и суверенностью. Публичность – представительство, несовпадение власти с населением. Власть не должна быть связана с интересами отдельных социальных групп, быть равноудаленной от всех групп. Суверенность – независимость как внутри страны, так и на международной арене; верховенство, универсальность, т. е. распространяется на всей территории; монопольное право на принуждение.

Территория. Население.

2й и 3й признаки подчинены гос-й власти. Они становятся признаками гос-ва с точки зрения политико-правовой организации. Территория явл-ся признаком – с установления границ гос-ва, население – с определения статуса населения.

Налоги.

Форма государства. Внешнее проявление его признаков.

Форма правления — внешнее выр-е гос. власти.

Территория выр-ся в территориальном устройстве.

Население выражается в политическом режиме.

Форма правления – способ организации высших органов власти и их взаимодействие.

Монархии Республики

Монархия – такая форма правления, где глава гос-ва – неизбираемое лицо, а как правило наследующий свой статус.

Абс. Монархия – монарх единолично правит (все ветви власти, нет разделения власти).

Дуалистические монархии – переходные – либо от абс. к конституционной, либо от конституционной к республике. Монарх – глава исполнительной и судебной сласти + самост-й парламент. Власть ограничена конституцией.

Республика. Выборность главы гос-ва и др. высших должностных лиц (в основном зак-ной власти и главы прав-ва). Выборы свободные, равные, осущ-е путем тайного голосования.

Республика президентская – США, Мексика. Президент одновременно и глава гос-ва и глава исполнительной власти. Высшие должностные лица исп. власти назначаются президентом, некоторые из них д. б. согласованы с парламентом. Президент не имеет права распустить парламент, а парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству. Президент не имеет права законодательной инициативы и не имеет права издания нормативных подзаконных приказов. Имеет право вето — отклонить закон, принимаемый парламентом.

Республика парламентская – Италия, ФРГ, Австрия, Индия.

Глава гос-ва – президент, избираемый парламентом. Полномочия президента номинальные. Выполняет представительские функции.

Республика смешанная – Франция, Россия, Украина, Польша, Литва, Чехия.

Глава гос-ва – президент, избираемый населением, но он не является главой исполнительной власти – это глава правительства, которого назначает президент, утверждается правительством.

Отличие России от др. стран. Во Франции действует конституционный обычай – президент назначает главой прав-ва того, кто выиграл на парламентских выборах (партия).

Президент имеет право распустить парламент в двух случаях – ст. 111 конституции, и ст. 117 конституции (если парламент трижды в течение года выражает вотум недоверия правительству).

Президент обладает правом издания подзаконных приказов.

Формы тер-го устройства – политико-правовая форма устройства, определяющая способ определения и их правового статуса.

Унитарная форма. Протсая форма тер-го устр-ва, при которой в составе гос-ва нет гос-х образований (Адм-тер ед.). АТЕ опред-ся по территориальному, географическому и смешанному критерию. В нек-х случаях для определения АТЕ принимается во внимание этнический состав.

Централизованное унитарное гос-во. Власть на уровне АТЕ осуществляется из центра.

Децентрализованное унитарное гос-во. Больше самоуправления.

Смешанное унитарное гос-во.

Регионалистские унитарные гос-ва – сод-т АТЕ, образуемые по этническому критерию, и эти АТЕ обладают большей автономией по сравнению с др. АТЕ – в Италии – баски и Каталония, в Украине — Крым.

Федерации. Содержат в своем составе гос-е образования. Гос. образования связаны договором об образовании нового гос-ва.

При заключении этого договора происходит делегирование суверенитета.

Суверенитет делегируется федерацией, которая состоит из субъектов федерации, распространяется на всю тер-ю, кот. Состоит из субъектов и осущ-ся совместными действиями органов гос. власти (центра) и органов гос. власти субъектов федерации. Характерно распределение компетенций между органами гос. власти центра и субъектов. Ранее независимые гос-ва не только делегируют суверенитет, но и наделяют органы власти центра строго определенным объемом полномочий (ст. 71 КРФ). Все что не попадает в компетенцию центра наз-ся остаточной компетенцией субъекта федерации.

По способу образования:

Договорная федерация (классическая) – США, снизу вверх.

Конституционная федерация Мексика, Аргентина, Бразилия, в общем РФ, сверху вниз.

В зав-ти от хар-ра субъектов:

Территориальные, т. е. субъекты не отличаются национальным составом.

Национальные – Бельгия.

Смешанные – Россия, Индия (скорее по конфессиональному критерию)

Равноправие или не равноправие субъектов:

Симметричные

Несимметричные – Индия.

Империя – на сегодняшний день нет.

Политический режим – отношение нас-я к власти, кот. выражается в степени влияния населения на власть и тех методов, которыми оно на него влияет. Чем более влияние нас-я на власть – тем режим более демократичнее, чем менее – тем тоталитарнее.

На практике демократия реализуется в двух полит. формах – непосредственная демократия, и представительная демократия.

Непосредственная – когда сам народ реализует власть – референдум, МСУ, митинги, демонстрации, шествия, петиции.

Референдумы – законодательные и инициативные.

Представительная демократия – Монтескье. Выбираем лиц, которые представительствуют от имени населения.

Императивный мандат, свободный мандат.

Тоталитарный режим. Признаки: во главе гос-ва правящая партия, кот. принимает наиболее важные решения, осуществляет кадровую политику (назначаются люди из партии). господство идеологии, предписывает единственно верное поведение. господство гос-ва-партии в экономике, экономика огосударствленная. тотальный контроль за обществом. Италия, СССР.

Авторитарный режим – промежуточный между тоталитарным и демократическим. Во главе какой-нибудь генерал, вокруг него какая-нибудь хунта приспешников… Отсутствует единая идеология, но имеется четкий политический курс. Экономика – не может быть огосударствленной – она либо рыночная, либо смешанная (как в Африканских странах, рыночная в городах, натур. хоз-во в деревнях). Контроль над обществом, но не такой жесткий как при тоталитаризме.

Разделение властей

Мех-м гос-ва – гос. органы и гос. учреждения. Осуществляют функции гос-ва.

В основе гос. органов лежит принцип разделения властей.

Законодательная функция, 5 стадий – законодательная инициатива; рассмотрение законопроекта в профильном комитете; принятие закона в трех чтениях; утверждение Советом Федерации; пробульгация – публикация и вступление в силу.

Организационная функция.

Контрольно-надзорная функция.

Исполнительная власть. Центральный орган исп. власти – правительство.

Судебная власть. Осуществляет правосудие. Правосудие – те дела, кот. относятся к компетенции суда, и решаются судебной процедурой…

Менее значимые дела – компетенции суда, менее значимые – компетенция органов исполнительной власти….

Виды судов:

по юрисдикции – общие и специальные.

Правосудие предусматривается по уголовным, гражданским и административным делам.

есть нетипичные ветви власти:

глава гос-ва (полномочия зачастую выходят за рамки одной ветви власти)

надзорная ветвь – выявление правонарушений и реакция на это правонарушение. относится к деятельности любого гос-го органа. отличие от контроля – контроль не над подчиненными. Роспотребнадзор и др надзоры, прокуратура в части общего надзора.

Правоохранительная ветвь в части расследования преступлений, следственные органы.

Признаки права.

нормативность. обязательность. формальная определенность: НПА, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай, религиозные нормы, правосознание в виде правовой доктрины. обеспеченность принуждением при наличии основания для юрисдикционного правоприменения.

Источники права.

Источником права в широком смысле явл. состояние общества….

Источника права – мех-м воспроизводства права, включающий казус -> обычай -> закон.

Формы внешнего выражения норм права.

НПА – решение органа гос. власти и местного самоуправления, принятого в установленной процедуре, официально опубликованное (обнародованное), содержащие нормы права: распространяющееся на определенный круг лиц, имеющее неоднократное применение, действующее на всю территорию, на которую распространяется компетенция органа, его принявшего.

Судебный прецедент – решение суда, кот. является образцом для решения последующих дел и изменяет действующее законодательство.

Структура прецедента.

Норма права.

Признаки нормы права — см. признаки права.

Гипотеза нормы права – модель жизненной ситуации можно, должно или запрещено что-то сделать.

Диспозиция – само правило поведения ….

Отсылочная, бланкетная, …

Санкция нормы права – модель наказания, предусматриваемого за нарушение …

Принудительные меры

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020