Контрольные по юриспруденции| 15 Ответов по конституционному праву | Juristu5
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

15 Ответов по конституционному праву


1. Понятие и предмет КП России.

Термин КП употребляется в 3 смыслах:

1) КП как отрасль права национального права;

2) КП понимается как отрасль научного знания;

3) КП понимается как учебная дисциплина.

КП – это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека, общества и государства, устройство государства и организация государственной власти, путем закрепления в КРФ и Конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и мсу.

Социальное значение КП:

1) КП является основой регулирования всех общественных отношений;

2) закрепляет сущность, природу, государство и его устройство;

3) оформляет статус, закрепляет основные права, свободы и обязанности личности;

4) выступает основой всех отношений политического властвования, детально регулируя те из них, которые возникают в процессе осуществления власти народа в формах ГВ и мсу;

5) выражает программные ценностно-ориентируемые начала общества и государства.

Предметом КП как отрасли отечественного права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются основы конституционного строя, сущность и формы власти народа, основы правового положения личности, государственное устройство России, система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов ГВ и мсу.

КП регулирует общественные отношения, являющиеся фундаментальными, базовыми для общества и государства.

2. Конституционно-правовые отношения.

КПО – это урегулированное нормой КП, общественное отношение содержанием которого является ГВ между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

КПО имеют сложный состав. В этом составе выделяют объекты КПО.

В составе объектов выделяется: 1) материальные блага; 2) нематериальные блага; 3) действия и результату действий (созыв сессии, проведение референдума и т. д.).

Субъекты КПО – это участники правоотношений у которых в связи с конституционно-правовой нормой возникают субъективные права и юридические обязанности.

К таким субъектам относятся: 1) общности людей; 2) российское государство в целом, его части, а также муниципальные образования; 3) органы государства, а также органы мсу; 4) депутаты, должностные лица и структурные подразделения государственных органов и омсу, общественные объединения, в том числе политические партии; 5) физические лица.

Юридическое содержание КПО представляет собой единство субъективных прав и обязанностей.

КПО возникают, изменяются или прекращаются в связи с определенными возникающими обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами.

Правовым составом являются юридические действия, которые связаны с деятельностью человека и проявлением его воли. Такие действия могут быть как правомерными, так и противоправными.

Классификация юридических событий, которые происходят помимо воли людей:

1) В зависимости от предмета правового регулирования.

2) В зависимости от степени обобщенности: а) общие (правовые отношения); б) конкретные правоотношения.

3) В зависимости от фактора существования во времени: а) постоянные (срок существования их не определен); б) временные (они прекращаются с реализацией соответствующих прав и исполнением обязанностей.

4) По юридическому значению: а) материальные, которые закрепляют права, обязанности субъектов, выражают их интересы и т. д.; б) процессуальные.

5) По целевому назначению: а) правоустановительные отношения, которые закрепляют содержание правоотношений; б) правоохранительные, в них реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной тех предписаний, которые заложены в конституционно-правовых нормах.

3. Методы конституционно-правового регулирования общественных отношений.

Методы КПР – это совокупность приемов и средств воздействия КП на общественные отношения составляющие предмет КП.

Особенности методов КПР общественных отношений:

1) регулирование осуществляется от имени государства и по средствам издания актов государственно-властного характера;

2) сочетание методов общих установлений для одних отношений и детального регулирования для других отношений;

3) широкое использование метода установления статусов;

4) использование актов наиболее высокой и значимой правовой формы;

5) единство материального и процессуального начала;

6) метод установления КПО и санкций КП.

4. Источники конституционного права России.

Под источниками КП понимаются формы выражения, закрепления норм КП.

Существует система источников КП. Она основывается на принципах иерархичности соподчиненности и согласованности конституционно-правовых норм.

Источники КП:

— главным источником КП является КРФ;

— Декларации – провозглашаются основные принципы, программы и концепции;

— акты Конституционного Собрания РФ;

— законы РФ о поправках к КРФ;

— федеральные конституционные законы принимаются по вопросам непосредственно К-цией РФ, развивает и конкретизирует ее положения и занимают особое место в системе законодательства;

— федеральные законы, является источником КП только тогда, когда в них содержатся конституционно-правовые нормы;

— нормативные акты палат Федерального Собрания. Существуют акты палат, которые содержат КП-ые нормы, к наиболее важным относятся регламенты палат;

— указы и распоряжения Президента РФ;

— нормативные акты Правительства, Федеральных Министерств и ведомств;

— нормативные правовые акты субъекта РФ;

— к числу источников КП относятся Конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ;

— нормативные акты мсу и его органов (уставы муниципальных образований и иных норм. актов);

— внутригосударственные договоры, заключаются РФ и ее субъектами, между субъектами РФ, а также между органами ГВ и омсу;

— решения КС РФ, Конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

— общепризнанные принципы и нормы, международные договоры.

_____________________________________________________________________________

5. Система конституционного права России.

Система КП – это его внутреннее строение, деление на взаимодействующие нормы и институты.

В значительной степени система КПР логически совпадает с порядком расположения глав КРФ (но не полностью).

Система КП представлена взаимосвязанными нормами КП, которые объединяются в более общие нормативно-правовые основания, именуемые нормативно-конституционные институты.

Конституционно-правовой институт – это систематизированная и относительно обособленная совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения.

Можно выделить следующие институты КП:

1) основы конституционного строя;

2) конституционный статус человека и гражданина;

3) государственное устройство России;

4) Избирательное право;

5) Президент РФ;

6) Федеральное Собрание – Парламент РФ;

7) Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти;

8) Конституционные основы судебной и прокурорской систем РФ;

9) КС РФ;

10) органы государственной власти субъектов РФ;

11) Конституционные основы мсу в РФ.

6. Нормы конституционного права России.

Конституционно-правовыми нормами (кпн) является установленные государством или народом общеобязательные правила поведения, регулирующие отношения, составляющие предмет КП.

Особенности кпн состоят в том, что они: 1) в большинстве содержатся в первичных учредительных актах; 2) закрепляют основополагающие принципы устройства общества; 3) детально определяет устройство институтов народовластия, содержит своеобразную программу развития общества; 4) нередко выступает в качестве стандартов эталонов для других отраслей права.

Классификация норм КП.

I. В зависимости от объема нормативности и функциональной роли.

1) Первичные (основные исходные нормы), которые определяют основы КПР общественных отношений, подразделяются: а) нормы дефиниции – они содержат определения категорий и других понятий; б) нормы-принципы, они закрепляют основные руководящие начала; в) определительно-установочные нормы, они определяют цели, задачи, формы конституционно-правового воздействия (содержатся в преамбуле КРФ).

2) Нормы правила поведения: а) регулятивные нормы, они устанавливают права и юридические обязанности субъекта, условия их воздействия и действия; б) охранительные нормы, определяют условия применения государственно-принудительного воздействия, а также характер и содержание таких мер.

II. В зависимости от предмета правового регулирования.

III. В зависимости от территории действия: 1) РФ в целом; 2) одного или нескольких субъектов РФ; 3) муниципального образования.

IV. В зависимости от времени действия: 1) постоянные нормы; 2) нормы временного действия.

V. В зависимости от субъекта правотворчества, исходящие от: 1) народа; 2) Парламента; 3) Президента РФ; 4) Министерств и ведомств; 5) Законных органов, а также иных органов ГВ субъектов РФ; 6) омсу.

VI. В зависимости от наказания в механизме правового регулирования:

1) материальные, которые выражают меру должного поведения субъектов КПО; 2) процессуальные нормы, они устанавливают форму, последовательность реализации норм материального права.

VII. В зависимости от характера регулирующего воздействия:

1) управомочивающие нормы, они предоставляют возможность субъектам КП совершать определенные действия в целях удовлетворения своих интересов; 2) обязывающие нормы, они закрепляют юридические обязанности.

VIII. В зависимости от характера правового предписания.

1) императивные конституционные нормы, такие нормы не содержат свободу выбора и позволяют поступать субъекту в соответствии с указаниями; 2) диспозитивная конституционная норма, в соответствии с ней субъекту предоставляется возможность воспользоваться правом выбора одного из действий предусмотренного соответствующими нормами; 3) рекомендательные нормы, такие нормы предлагают, но не обязывают.

_____________________________________________________________________________

7. Конституционно-правовая ответственность.

Конституционно-правовая ответственность – это применение к лицу (органу), государству виновному в нарушении предписаний кпн.

Метод государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного организационного или имущественного характера.

Особенности конституционно0правовой ответственности:

1) она является основой, базисом для других видов юридической ответственности;

2) нередко носит ярко выраженный политический характер и обусловлено политическими соображениями, оценками, критериями;

3) почти в каждой конституционно-правовой ответственности, соответствует свой особый порядок ее назначения и исполнения.

Функции конституционно-правовой ответственности: 1) регулятивная; 2) репрессивно-карательная (штрафная); 3) правовосстановительная; 4) предупредительная (превентивная); 5) воспитательная.

Существует широкий круг субъектов конституционно-правовых ответственности, они могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

К индивидуальным субъектам конституционно-правовой ответственности относятся: 1) Президент РФ; 2) Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания; 3) Главы субъектов РФ; 4) Судьи КС РФ; 5) Уполномоченный по правам человека; 6) Члены Правительства РФ; 7) Председатель счетной палаты и его заместитель; 8) Генеральный прокурор РФ; 9) Главы омсу; 10) Депутаты законодательных органов субъектов РФ; 11) Физические лица.

Коллективными субъектами конституционно-правовой ответственности является: 1) РФ в целом; 2) Субъекты РФ; 3) Государственная Дума, Совет Федерации; 4) Правительство РФ; 5) Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; 6) Органы мсу.

Конституционно-правовая санкция – это возможность наступления неблагоприятных последствий через законодательное принуждение по отношению к субъекту права, в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае злоупотребления своими правами.

К санкциям относятся: 1) досрочное прекращение полномочий органа или должностного лица; 2) ликвидация общественного объединения, приостановление и запрет его деятельности; 3) прекращение действия или приостановление действия правовых актов; 4) отказ в регистрации (кандидата, списка кандидатов и т. д.); 5) признание итогов голосования, результатов выборов, референдума недействительными; 6) отказ в выходе из гражданства; 7) предупреждение (в случаях установленных законом Президент РФ выносит предупреждение законодательству и т. д.).

8. Место конституционного права в системе российского права.

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами. Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов публичной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Нормы Конституции – основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.

Основные направления развития конституционного права России в постсоветский период:

1) правовое обеспечение подлинного суверенитета РФ;

2) деидеологизация конституционно-правового законодательства. В КРФ отсутствует идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя;

3) гуманизация всех государственно-правовых институтов;

4) реализация принципа разделения властей;

5) существенная реорганизация федеративного устройства России;

6) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике;

7) признание мсу.

Актуальной задачей является повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних

КП играло и играет ведущую роль в процессе формирования всех других отраслей российского права. Именно в конституционно-правовом законодательстве, и прежде всего в Конституции, закрепляются те основные начала, принципы, которые являются определяющими для нормативных правовых актов, устанавливающих нормы всех других отраслей права РФ.

9. Конституционное право России как учебная дисциплина.

Изучение отрасли КП осуществляется на базе теоретических разработок науки КП РФ.

Содержание учебного курса КП составляют теоретические положения науки, которые по своему объему считаются минимально необходимыми для познания сущностных характеристик КП как отрасли права и отрасли научных знаний.

Универсальным отражением системы и содержания учебного курса является учебник, который к планируемым результатам относит знания студентами особенностей конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и мсу в России.

10. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации.

Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной и муниципальной власти.

К. классифицируются по ряду признаков:

1) по форме выражения различаются писаные и неписаные К. (Великобритания);

2) по порядку установления К. подразделяются на октроированные (дарованные монархом) и неокроированные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом), т. е. демократическим путем;

3) по форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские К. (Россия-республиканская форма);

4) по формам закрепляемого государственного устройства К. подразделяются на федеральные и унитарные (К. России является федеральной);

В правовой науке существует также деление конституций на юридическую и фактическую.

Термином «фактическая» К. обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т. е. система социально-экономических и общественно-политических отношений.

Юридическая К. – это нормативный правовой акт высшей юридической силы. Для анализа соотношения юридической и фактической К. важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах К. реально сложившихся общественных отношений.

К. является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство ГВ. К. обеспечивает стабильность конституционного строя, создает баланс институтов публичной власти.

11. Юридические свойства КРФ.

Юридические свойства КРФ – это такие качественные характеристики, которые отличают данный нормативно-правовой акт от других актов правовой системы России.

Федеральной К. России присущи такие юридические свойства, как:

1) Учредительный характер КРФ предопределен особым субъектом правотворчества, от имени которого она применяется. Это многонациональный народ России.

2) Верховенство и высшая юридическая сила, которые служат проявление доктрины господства права и означают приоритетное положение К. в системе законодательства, ее верховенство на всей территории РФ.

3) К. России является нормативным правовым актом прямого действия. Это означает, что положения федерального Основного закона действуют непосредственно. Нормы о прямом действии содержатся в К.

4) К. выступает юридической базой текущего законодательства, ядром правовой системы в силу своего учредительного характера, верховенства и высшей юридической силы.

5) Стабильность, т. е. ее незыблемость конституционных предписаний, существующих институтов власти. Гарантией стабильности российской К. служит особый порядок ее изменения и принятия новой К. Стабильность не означает неизменности Конституции.

6) Особая правовая охрана К. Ее положения обеспечены наивысшей степенью правовой защиты. Гарантом К. является Президент РФ. Исключительно важную роль в охране К. играет КС РФ.

Конституции РФ присущи также реальность, перспективность, преемственность, характеризующие ее содержание, роль и значение для развития государства и общества.

Юридические свойства К. служат гарантией ее реальности. Главным критерием оценки реальности К. служит соответствие ее действительности.

Перспективность. В силу программного характера К. служит ориентиром для динамичного развития не только общественных процессов, но и правовой системы.

Идея преемственности К. наиболее ярко проявляется в ее преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторически сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя.

15. Толкование КРФ.

Толкование К означает познание, уяснение и разъяснение действительного смысла положений Конституции в целях их практической реализации. Официальное толкование КРФ вправе давать единственный орган – КС РФ.

К инициаторам обращения в КС с запросами о толковании КРФ относятся Президент РФ, Совет Федерации, Гос. Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. КС РФ не может толковать Конституцию по своей инициативе, он осуществляет это только при наличии запроса указанных субъектов. КС РФ подчеркивает нормативно-доктринальный характер осуществляемого им толкования КРФ.

Исследование правового содержания положений К требует применение различных способов толкования: логического, грамматического, систематического, исторического, телеологического (целевого).

Логический способ толкования предполагает применение законов формальной логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и др.

Грамматический способ толкования направлен на анализ слов, фраз, предложений, изложенных в тексте проверяемого законоположения. Учитывается прежде всего значение слов и словосочетаний в конституционно-правовом смысле.

Систематический способ толкования К обусловлен системностью права в целом, взаимообусловленностью содержания правовых норм в частности. При уяснении смысла проверяемой конституционной нормы выявляются ее системные связи с другими нормами, место в системах права и законодательства.

Историческое толкование дополняет другие способы толкования. Для уяснения смысла конституционной нормы исследуются материалы, связанные с принятием КРФ.

Телеологический способ толкования основан на уточнении целей конституционных норм и основной цели КРФ в целом – обеспечить признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека как высшей ценности.

КС нередко использует одновременно несколько способов толкования.

Официальное толкование КРФ имеет важное значение для обеспечения единообразного понимания ее положений и служит упрочению конституционной законности в России.

16. Порядок пересмотра КРФ и принятия конституционных поправок.

Данный порядок устанавливается гл. 9 КРФ. Он включает: 1) принятие новой Конституции или пересмотр гл. 1, 2 и 9; 2) внесение поправок в отдельные статьи гл. с 3-й по 8-ю включительно; 3) изменение ст. 65.

Вопрос о принятии новой К встает в том случае, если возникает необходимость пересмотра гл. 1, 2 и 9. Если предложение о пересмотре указанных глав К поддержало 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат парламента, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание. Оно может принять одно из трех решений: 1) подтвердить неизменность действующей К; 2) разработать проект новой К и принять его 2/3 голосов от общего числа членов; 3) принять решение о вынесении проекта новой КРФ. При проведении всенародного референдума новая К считается принятой, если за нее проголосует более половины избирателей.

Вторая процедура изменений КРФ связана с поправками в гл. с 3-й по 8-ю. В соответствии с ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к КРФ» они принимаются Федеральным Собранием. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы и не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения ее органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Законы о конституционных поправках не подлежат отлагательному вето Президента.

Третья процедура изменения КРФ касается ст. 65, определяющей структурный состав РФ. Изменения в ст. 65 могут быть связаны с:

1) изменением наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

2) изменением конституционно-правового статуса субъекта;

3) образованием в составе РФ нового субъекта;

4) принятием в РФ нового субъекта.

Новое наименование субъекта включается в ст. 65 К в упрощенном порядке – Указом Президента РФ.

Изменение ст. 65 КРФ может быть связано с изменением конституционно-правового статуса субъектов, например, в случае преобразования области или края в республику.

Изменения в ст. 65 К России вносятся также на основе ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».

Таким образом, процедура изменения КРФ весьма сложна и является реальной гарантией конституционной стабильности.

17. Понятие и система основ конституционного строя России.

Конституционный строй – это такое устройство государства и гражданского общества, при котором обеспечивается господство права, государство имеет демократический правовой характер, а человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Под основами конституционного строя следует понимать коренные устои, базовые начала и принципы, которые, определяя характер взаимоотношений человека, общества и государства, призваны обеспечить подчинение государства праву, соблюдение и защиту прав и свобод человека, реализацию народовластия, незыблемость государственного суверенитета.

Никакие другие положения К не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

В структуре основ конституционного строя можно выделить:

1) политические основы конституционного строя (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления). Основы организации России как демократического и правового государства определяют конституционные принципы: принцип народовластия, верховенства права, разделения властей и др.

2) Экономические основы конституционного строя, которые составляет социальная рыночная экономика, развивающаяся и функционирующая на основе конституционных принципов: единство экономического пространства, свобода экономической деятельности и др.

3) Социальные основы конституционного строя КРФ определяет РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

4) Духовные основы конституционного строя, это принцип идеологического многообразия. Идеологическое многообразие (плюрализм) означает, что в РФ можно свободно развивать, распространять и защищать любые идеологические воззрения, кроме запрещающих К действий (захват власти и др.).

 

18. Человек, его права и свободы как высшая конституционная ценность России.

В системе конституционных ценностей, закрепляемых в качестве основ конституционного строя, особое место занимает человек, его права и свободы, которые, согласно ст. 2 КРФ, являются высшей юридической ценностью.

Конституционные признание человека, его прав и свобод высшей ценностью имеет принципиальное значение для взаимоотношений человека и государства.

Данный конституционный принцип означает:

1) в демократическом правовом государстве недопустимо всевластие и произвол государства в его взаимоотношениях с индивидом;

2) признавая человека, его права и свободы высшей ценностью, К устанавливает основную обязанность правового конституционного государства: обеспечение прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека;

3) признание человека, его прав и свобод высшей конституционной ценностью не означает, что свобода человека в условиях демократического правового государства является абсолютной, что человек может быть полностью автономен в системе конституционных ценностей, свобод от правовых и нравственных запретов.

Права и свободы человека и гражданина могут быть правомерно ограничены в целях обеспечения иных конституционных ценностей (в соответствии с КРФ ограничены ФЗ). Ряд прав и свобод (на жизнь, неприкосновенность и др.) не может быть ограничен даже в условиях чрезвычайного положения.

Государств, признавая человека и гражданина, его права и свободы высшей ценностью, обязано устанавливать надлежащие правовые процедуры взаимоотношений личности и органов публичной власти.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020

А ты боишься COVID-19?

 Пройди опрос и получи промокод