juristu5 – Хозяйственное право как отрасль права
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

Хозяйственное право как отрасль права


ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

1.  Становление и развитие хозяйственного права

2.  Принципы предпринимательства в хозяйственном праве

3.  Предмет и метод

4.  Источники хозяйственного права

2.  Принципами предпринимательство хозяйственного права являются закреплённые в законодательстве основополагающие начла правового регулирования в предпринимательской деятельности:

1)  Свобода в предпринимательской деятельности

2)  Юридическое равенство различных форм собственности

3)  Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности

4)  Получение PF как цель предпринимательской деятельности

5)  Законность в предпринимательской деятельности

6)  Сочетание частно-правовых и публично правовых начал в предпринимательской деятельности

7)  Единство экономического и правового пространства

8)  Государственное регулирование предпринимательской деятельности

3.  Предмет и метод предпринимательского права

В юридической науке под предметом регулирования понимаются общественные отношения, регулированные данной отраслью права. Применительно к предпринимательскому праву такие отношения являются отношения связанные с предпринимательской деятельностью (хозяйственными отношениями). В статье 2 пункт 1 ГК предпринимательской деятельностью является самостоятельно осуществляемая на с вой страх и риск деятельность направленная на систематическое получение прибыли._____________ лицами, зарегистрированными в установленном порядке.

Признаки предпринимательского право:

1)  Получение прибыли – как цели деятельности. В данном случае речь идет о систематическом получении прибыли.

2)  Самостоятельность предпринимателя – имущественная самостоятельность субъектов предпринимательского права – наличие у хозяйственного субъекта определенного имущества, составляющего экономическую базу его деятельности.

a.  Имущество может принадлежать предпринимателю на праве собственности, на ином вечном праве (право хозяйственного ведения или оперативное управление) или на обязательственном праве владения (аренда, лизинг).

b.  Хозяйственная самостоятельность – возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности.

Наиболее полной хозяйственной самостоятельностью пользуются индивидуальный предпринимали и корпоративные предприятия (хозяйственный общества и товарищества).

Хозяйственная самостоятельность государственных и муниципальных предприятий ограничена.

3)  Предпринимательский риск – риск логической продолжение самостоятельности предприятия и в случае несостоятельности.

4)  Ответственность предпринимателя :

a.  Это ответственность за результаты хозяйственной деятельности

b.  В случае плохих результатов работ ухудшается имущественное положение предпринимателя (он несет убытки)

c.  Ответственность по обязательствам, ответственность за нарушения предприятия. Обязательства заключаются в привлечении предпринимателя к имущественной ответственности.

Предпринимательская ответственность применяется независимо от вины, нарушитель предпринимательских обязательств освобождаются от ответственности только в случае, если он докажет, что нарушение произошло в следствии непреодолимой силы или по вине другой стороны.

5)  Специальный субъектный состав предпринимательских отношений (только лица в установленных законом порядке)

Кто относится к субъектам предпринимательского права?

1)  Индивидуальный предприниматели

2)  Хозяйственные общества

3)  Производственный кооперативы

4)  Иные коммерческие организации

5)  Некоммерческие организации (в том случае если это установлено их учредительными документами)

6)  Государственные и муниципальные предприятия

Таким образом предметом предпринимательского права выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности по выполнение работ, реализации товаров, оказании услуг, связание с_________________________________________,а также общественное отношения по государственному воздействию на субъектов осуществляющих предпринимательскую деятельность.

По мнению лучших ВВ, эти отношения можно разделить на две подгруппы:

1)  Отношения складывающиеся в процессе предпринимательской деятельности ее субъектов и иные тесно связанные отношения в том числе некоммерческого характера.

2)  Отношения по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность.

Лаптев выделяет три группы отношений:

1)  Отношения складывающие при осуществлении хозяйственной деятельности (отношения между субъектами предпринимательского права или отношения по горизонталям).

2)  Отношения по организации регулированию ____ деятельности (складываются эти отношения между субъектами предпринимательского права и государством либо иными органами – вертикальные отношения)

3)  Внутрихозяйственные отношения — отношения в пределах предприятия между его подразделениями, а также между ними и предприятием в целом.

Под методами регулирования понимаются способы правового воздействия на общественные отношения в предпринимательском праве. Используется следующие методы:

1)  Метод автономных решений – при использовании данного метода субъект управомочен самостоятельно решать вопросы. Если необходимо согласование с другой стороной правоотношений. Данный метод выступает как метод согласования.

2)  Метод обязательных предписаний – в случае использовании данного метода, одна сторона дает другой стороне указания, обязательные для исполнения (при регулировании предпринимательской деятельности применяется)

3)  Метод рекомендаций – при применении данного метода одна сторона дает другой совет о рациональной организации предпринимательской деятельности (мягкое регулирование).

4.  Источники – это НПА, содержащие правил, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности и управленческие решение, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности:

1)  Международные договоры, ратифицированные

2)  Конституция РФ

3)  Федеральные законы

4)  НПА президента

5)  НПА правительства РФ

6)  НПА министерств и ведомств

7)  НПА субъектов РФ

8)  Корпоративные НПА

9)  Обычае делового оборота

Лекция – 18.09.2012

Субъекты хозяйственного права

1)  Понятия и признаки субъекты хозяйственного права

2)  Создание субъектов предпринимательского права: понятия способы

3)  Реорганизации и ликвидация субъектов

Хозяйственный субъект – российские и иностранные коммерческие организации и их объединение, ____ и ассоциации, некоммерческие организации за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельско-хозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Ученые – правоведы словосложение субъекты предпринимательского права и субъекты хозяйственного права определяют как идентичные.

Признаки субъекта:

1.  Регистрация в установленном порядке или лигитимация иным образом.

2.  Наличие хозяйственной компетенции – совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами.

Выделяют несколько видов хозяйственной компетенции:

1)  Общая – дает возможность субъектам иметь право и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, незапрещенной законом.

2)  Ограниченная – субъект имеет право самостоятельно ограничивать в учредительных документах.

3)  Специальная – субъект могут иметь право соответствующие целям деятельности, предусмотренные в уставе и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

4)  Исключительная – субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, при ведении которой законодательно установлен запрет на осуществление каких-либо иных видов предпринимательской деятельности.

3.  Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности правовой формой такого обособления является, прежде всего, право собственности, дающее обладателю максимум возможностей заниматься непосредственно предпринимательской деятельностью, а также осуществлять руководство создаваемыми предприятиями, определять направление их деятельности и условия ее осуществления.

4.  Самостоятельная и имущественная ответственность, то есть хозяйствующий субъект отвечает сам своим имуществом перед контрагентами или государством.

Создание субъектов предпринимательского права: понятия и способы

Под созданием субъектов ПП понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта предпринимательского права.

Классификация способов создания субъектов

1)  Учредительное-распределительный — применяется при создании государственных и муниципальных предприятий.

2)  Учредительный порядок — применяется при создании коммерческие организации с одним участником, а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3)  Договорно-учредительный порядок – применяется при создании коммерческой организации, с числом учредителей более одного, согласованно определяющих условия деятельности организации.

4)  Дозволительно-учредительный – предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа как условия создания субъекта.

В соответствии со статьей 2 ГК, предпринимательская деятельность осуществляется лицами зарегистрированными в установленном законом порядке. Регистрация имеет правоустанавливающее значение, как юридический факт на основании и с момента совершения которого возникает юридической лицо и приобретает соответствующий статус индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Цели государственной регистрации

1)  Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнения условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства.

2)  Проведение налогообложения.

3)  Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики.

4)  Предоставление всем участникам хозяйственного оборота государственным органом власти и органами местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулированная рядом НПА:

1)  Гражданский кодекс РФ (федеральный уровень)

2)  Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

3)  Вопросы связанные с созданием организаций отдельных организационно-правовых форм, определяются специальным законодательством:

a.  ФЗ «Об акционерных обществах»

b.  ФЗ «Об обществах с организационной ответственностью»

c.  ФЗ «О производственных кооперативах»

d.  ФЗ «О государственных муниципальных и унитарных предприятиях»

Лекция — 25.09.2012

Лицензирование предпринимательской деятельности

1.  Понятие и сущность лицензирования отдельных видов деятельности.

На сегодняшний день действует ФЗ от 4.05.11 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Последняя редакция была 28.07.12г. Это уже второй закон о лицензировании.

Некоторые ученые относят лицензирование к элементам содержания правоспособности юридического лица. Статья 3 «Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действий лицензий (в случае если ограничение срока предусмотрено ФЗ), осуществление лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и олицетворения лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению информации по лицензированию)

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правом, законным интересом, жизни или здоровья граждан, окружающей среде, объектом культурного наследия народов РФ, обороне, безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Критерием видов деятельности, подлежащих лицензированию, выступают:

1)  Возможность нанесения ущерба охраняемым законом объектам.

2)  Регулирование этих видов деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В литературе данные признаки предоставлены как:

1)  Вредность для граждан и государства.

2)  Методическая несостоятельность иных мер.

3)  Понятие лицензии и порядок лицензирования.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ или оказания услуг), которое подтверждается документом в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывается не необходимость выдачи такого документа в форме электронного.

Для получения лицензии соискатель представляет заявление, к которому предлагает:

1)  Нотариально-заверенные копии учредительных документов.

2)  Копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензионным требованиям.

3)  Документ, подтверждающий уплату государственных пошлин.

4)  Опись.

Данные документы предоставляются непосредственно, направляются заказным постовым отправителем или направляется в форме электронного документа подписанного электронной подписью.

Срок рассмотрения заявления не более 45 рабочих дней

Перечень закрытый:

1.  Наличие в предоставленных документах полной информации

2.  Установленное в ходе проверки несоответствие лицензионных требованием

В статье 9 лицензия действует бессрочно на определенные виды деятельности.

Ограничение срока деятельности на основании федерального закона. В случае утраты лицензии или ее порчи, лицензиат в праве обратиться с заявлением о предоставлении дубликата.

Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридическое лицо в форме преобразования, изменении его наименовании, адреса местонахождения, адреса места осуществления, перечня выплаченных работ, оказываемых услуг.

Лекция – 02.10.2012

Приостановление и аннулирование действия лицензии.

В статье 20 ФЗ «О лицензировании» действие лицензии приостанавливается в следующих случаях:

1)  Привлечение лицензиатом к административной ответственности за неисполнение в уставной срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

2)  Назначение лицензиату административные показания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.

По истечении срока административные показания лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения. Если нарушения не были устранены, то лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заиления лицензирующим органом.

Действие лицензии прекращается в связи с прекращения вида деятельности лицензиата, на которую предоставлена лицензия в следующих случаях:

1)  Предоставление лицензиатом заявления о прекращении вида деятельности

2)  Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

3)  Прекращение деятельности юридического лица

4)  Наличие решения суда об аннулировании лицензии

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течении 10 рабочих дней со дня получения:

1)  Заявления лицензиата

2)  Сведений из ФНС о дате внесения в реестр записи о прекращении деятельности физического лица или индивидуального предпринимателя.

3)  Выписки

В соответствии со статьей 21 ФЗ «О лицензировании», лицензирующий органы формируют обще открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативов ПА, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям ограничен.

Саморегулируемые организации

Основное НП регулирование на основе п 315-ФЗ 2007г. редакция от 25.06.2012г.

Это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований, указанных стандартов и правил.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации.

СРО – это некоммерческие организации, созданные в целях предусмотренных ФЗ, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства и товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров, работ, услуг, либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Основные требования, предъявляемые к СРО:

1)  Объединение в составе СРО е менее 25 субъектов Предпринимательской деятельности или не менее 100 профессиональной деятельности, если иное не установлено законом.

2)  Наличие стандартов и правил предпринимательской деятельности или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО

3)  Обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственностью каждого его члена перед потребителем производственных ТРУ и иными лицами.

В соответствии со статьей 13 ФЗ «О СРО»: СРО в праве принимать следующие способы обеспечения имущественной ответственности:

1.  Создание системы личного или коллективного страхования (минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена СРО не может быть менее чем 30000 рублей в год).

2.  Формирование компенсационного фонда (только в денежной форме) за счет взносов членов СРО в размере не менее 3000

Федеральным законом могут устанавливаться иные требования в том числе к минимальному размеру.

3.  Соответствие форме некоммерческой организации определенной в соответствии с ГК и федеральным законом от 12.01.1996 г. п7- ФЗ «О некоммерческих организациях»

Некоммерческая организация приобретает статус СРО с датой внесения сведений в государственный реестр СРО и утрачивает статус с датой исключения сведений.

Функции СРО

1.  Разрабатывает и устанавливает условия членства (добровольное), за исключением случаев, когда ФЗ предусмотрено обязательное членство.

Обязательное членство в СРО предусматривают в следующих сферах:

1)  Градостроительство

2)  Оценочная деятельность

3)  Энергетическое обследование

4)  Теплоснабжение

5)  Арбитражные управляющие

6)  Аудиторы

2.  Применение мер дисциплины

СРО должно установить меры дистанционного воздействия за нарушения требований стандартов и уровня СРО, а также обеспечить информационную открытость, затрагивающие права и законные интересы любых лиц деятельности лиц любых членов СРО.

Для этого в СРО создается орган на рассмотрение для о применение в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, которые рассматривают жалобы на действие членов СРО и дела о нарушении требований стандартов и правил предпринимательской деятельности, условий членства в СРО.

Данный орган в праве принять решений о применении следующих мер дисциплинарного характера:

1)  Внесение предупреждений

2)  Наложение штрафа

3)  Рекомендации об исключении лица из членов СРО

4)  Иные меры установленные внутренними документами СРО

3.  Образуют третейские суды для разрешения споров (как между членами СРО, так и потребителями)

4.  Осуществляют анализ деятельности на основании информации предоставленной ими в форме отчетов.

5.  Представляет интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

6.  Организует обучение, аттестацию работников — членов СРО или сертификацию произведённых ТРУ

7.  Обеспечивает информацию открытость деятельности своих членов. Опубликовывает информацию об этой деятельности.

a.  О составе членов СРО, их ответственности

b.  Об условиях членства

c.  О содержании стандартов и правил

d.  О любых рисках и заявлениях

e.  О составе компенсационного фонда

f.  О годовой бухгалтерской отчетности и результатах аудита

g.  И иная информация в соответствии со статьей 7

8.  Осуществляется контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью членов СРО в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства.

Контроль проводится путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение требований, стандартов, требований СРО и условий членства.

Лекция – 16.10.12

Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год, основанием для проведения СРО внеплановой проверки является направленная в СРО жалоба на нарушение чаленом СРО требований стандартов и правил СРО.

Каждой конкретной СРО могут быть предусмотрены иные основания для проведения внеплановой проверки. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты указанные в жалобе или факты подлежащие проверки назначенной по иным основаниям.

СРО а также ее работники и должностные лица отвечают за неразглашение и нераспространение сведений полученных в ходе проверки.

9) Функция рассмотрения жалоб на действия членов СРО и дела о нарушении ее членами требований, стандартов и правил СРО в условии членства.

Права саморегулируемо организации

1)  В праве от своего имени оспаривать любые акты, решения, действия или бездействия органов государственной власти (субъектов РФ и органов местного самоуправления) нарушающий права и законные интересы СРО, ее членов, либо создающие угрозу такому нарушению.

2)  Участвовать в обсуждении проектов, нормативно правовых актов, по вопросам связанным с предметом саморегулированием, а также направлять в органы власти заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов.

3)  Вносить на рассмотрение органов власти предложение по вопросам формировании и организации политики в отношении предметам саморегулирования во всех уровнях власти.

4)  Запрашивать в органах власти и получать от них информацию необходимую для выполнения СРО возложенных на нее законами функций. Учредительными документами РО могут быть предусмотрены другие права.

Ограничение прав СРО:

1)  СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

2)  Не вправе учреждать хозяйственное товарищество и общество осуществляющие предпринимательскую деятельность являющуюся предметом саморегулирования этой организации и становится участником таких товариществ и обществ.

3)  СРО запрещено осуществлять следующие действия и сделки:

a.  Предоставлять принадлежащие имущество в залог

b.  Выдавать поручительство взаимных лиц, кроме сотрудников

c.  Приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги выпущенные ее членами, за исключением случаев если такие ценные бумаги обращаются на организованных торгах.

4)  Обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами.

5)  Выступать посредником (комиссионером или агентом) по реализации произведенных членами СРО товаров, работ, услуг.

6)  Совершать иные сделки в случаях предусмотренных другими федеральными законами.

Органы управления СРО

1.  Общее собрание членов СРО. В соответствии со статьей 16 ФЗ «О СРО». Общее собрание членов СРО является высшим органом управления уполномоченным рассматривать отнесенные к его компетенции вопросы деятельности СРО.

К таким вопросам относит утверждение устава, внесением в него изменений. Избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления. Назначение на должность лица осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и освобождения от должности. Утверждение мер дисциплинарного воздействия.

2.  Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО. Функции данного органа могут осуществлять общим собранием членов СРО. Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО формируется из числа физических лиц и/или представителей юридических лиц – членов СРО, а также независимых членов СРО.

Независимыми членами считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с СРО и ее членами. Независимые члены должны составлять не менее одной трети коллегиального органа управления. Федеральными законами могут быть установлены иные требования к численности.

Компетенция коллегиального органа:

1)  Утверждение стандартов и правил СРО

2)  Создание социализированных органов СРО

3)  Назначение аудиторской организации для проведения проверок

4)  Представление кандидатов в третейские судьи и так далее.

3.  Исполнительный орган СРО. Компетенция исполнительного органа самоуправления относятся любые вопросы хозяйственной деятельности СРО и иной деятельности СРо не относящийся к компетенции общего СРО и его постоянного действующего коллегиального органа.

В СРО создаются специализированные органы к которым относят:

1)  Орган осуществляющий контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил СРО.

2)  Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.

Возможно создание иных специализированных органов на временной или постоянной основе. Все специализированные органы создаются коллегиальным органом управления, однако осуществляют свои функции самостоятельно.

ДЗ – сферы – независимая оценка дата создания

Цели

Структура

Количество членов

Порядок вступления

Сумма членских взносов

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020

А ты боишься COVID-19?

 Пройди опрос и получи промокод