Учебные материалы по юриспруденции| Постановка философских проблем права | Juristu5
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

Постановка философских проблем права


Философия права

Постановка философских проблем права

Вводная метафора «исток».

Антропогенный исток права.

Антропогенный – порождённый деятельностью людей, человеческого общества.

«Исток» – это вводная метафора.

Не надо путать понятие источник права и исток

Исток – это начало чего-либо, указывает на то, что является точкой отчета (исток реки).

В самом названии «антропогенный» основывается на то, что когда говорится о праве мы будем иметь ввиду что-то специфическое качество человеческого существования, такое качество, которое в принципе отличает человека от всего, что живет на свете.

Философия права пересекается с ИППУ в том, что предметом ИППУ является история права и государства, но в их доктринальном выражении.

Доктрина (лат. doctrina – «учение, наука, обучение, образованность») – учение, научная концепция.

У права и государства есть история, они существовали не всегда. Были времена, когда не было ни права, ни государства, и как считали теоретики большевизма и марксизма, что наступят такие времена, когда права и государства не будет, в светлом будущем под названием коммунизм.

Юридическая антропология изучает примитивное общество с точки зрения механизма регуляции взаимоотношения людей. Выделяется период мононормы, то есть такой период, когда невозможно различить являются ли эти нормы правовыми, моральными, религиозными, являются ли эти нормы правом или обычаями.

Мононорма – норма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера.

У различных цивилизаций различная история, история права и государства как исторических явлений. Эта история выражена в доктринах.

Доктрина – господствующий, доминирующий в ту историческую эпоху взгляд или представление о сущностных характеристиках права и государства.

В различные эпохи мы можем документально, то есть, исследуя различные трактаты или философские системы, мы можем выявить совершенно определенный взгляд теоретически обоснованный на то, что есть права, то, что есть политическое господство или государство.

«Государство возникает в 16 веке»

Получается, что теоретическим ядром, ядром всякой доктрины является теория, то есть система принципов категорий и понятий, которые раскрывают и обосновывают представления о сущности права и государства.

Особенно это хорошо видно на примере нашей страны, история нашей страны это история революций, социально политических кризисов. Всякая революция, то есть радикальное изменение всех сторон человеческой жизни, всегда эта революция имеет юридическое и политическое определение. Есть теоретики, которые определяют, что есть власть, что есть государство и обычно это принципиально новое понимание институтов права и государства.

Новая доктрина права сметает старое право

То, что до революции считалось преступление (оскорбление членов царской семьи или самого царя), то теперь считается основанием революции.

История уголовного права советского периода. Если взять УК РСФСР 1961 года, и сравнить с определением преступление УК РФ и можно увидеть, что в самом определении преступления представлен новый взгляд, новая доктрина правоприменения, которая выражается в представлении фундаментального понятия вины, которое в УК РСФСР отсутствует.

Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Наступает новая эпоха уголовного права, запрещается объективное вменение (УК РФ ст. 2) (без вины виновный).

Объективное вменение – это привлечение лица к уголовной ответственности без установления его вины.

Всякая доктрина скрывает за собой теорию права и государства, которая составляет само ядро любой докрины. Через доктрину теория приобретает значение декларативных норм. Великое юридическое осмысление итогов второй мировой войны это Всеобщая декларация прав человека 1948 года (все люди рождаются равными и свободными). Суть преамбулы, что если игнорировать эти естественные права, они неотчуждаемые, то пренебрежение и презрение к правам человека приведет к варварским актам, которые возмущают совесть человечества.

А. И. Бастрыкин сделал публичное заявление о таком открытом феномене как правовая интервенция. Он говорит о приоритете национального права над правом международным.

Интерве́нция (лат. interventio – вмешательство) — военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

Правовая интервенция – ?

Если в основании доктрины лежит определенная теория, а теория, в конечном счете, раскрывает тот типа мира, понимания мироотношения, который сосуществовал в определенную эпоху.

Доктрина права и философское основание права это

Теократическая доктрина права

Теократия (от др.-греч. θεός – Бог и κράτος – управлять) –

1.  политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение);

2.  форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства (юридическое определение);

3.  система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам (теологическое определение).

Если взять период, начиная с великой французской революции (весь период революций во Франции) то мы явно видим, что начинает доминировать классовая теория права и государства, выразителями которого являются Маркс и Энгельс. Классы были открыты французскими историками.

В этот же период противоположность классовому подходу появляется либеральная доктрина права или то, что называется либертарный тип правопонимания.

Получается, что философия права и ИППУ тесно взаимосвязаны, потому что в том и в другом случае мы не можем не говорить о различных типах правопонимания и выяснять мировоззренческие философские основания имеемо такого типа правопонимания.

Типы правопонимания:

1)  Либертарный тип правопонимания (В. С. Нерсесянц (либертарно-юридический тип правопонимания), В. А. Четвернин)

2)  Естественно-правовой тип правопонимания (Джон Локк)

3)  Легистский (Lex), позитивистский тип правопонимания (право существует в НПА, право есть не что иное, как официально властное предписание, т. е. право даруется государством)

Нормативно-правовой акт –

1.  издание в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений

2.  официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение

Норма касается объективного права

Норма – общезначимая модель поведения, которая поддерживается силой государственного принуждения.

Мера правомерного поведения это и есть наше субъективное право.

Структура правовой нормы –

В гипотезе называется жизненные обстоятельства, диспозиция – как человек должен себя вести, так или иначе (заплати налоги и спи спокойно, но как говорят бизнесмены заплати налоги, то спать будет негде), а не то последует санкция, т. е. элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

В чем заключается цель философии права? Отталкиваясь от докрины, то можно сформулировать то, чем занимается философия права.

Жан-Луи Бержель – Общая теория права

Цель философии права (по Бержелю) заключено в том, что за внешними проявлениями права, какими являются законы, суждения, юридические акты, скрываются абсолютные концепции права, сфера юридической метафизики, которая может быть вечной и всеобщей.

Метафизика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά – «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Юридическая метафизика – ?

Физика – определение объективной реальности.

Объективная реальность есть то, что существует от нашего сознания и от нашей с вами воли.

Лекция – объективная реальность

Объективное право – мы застаем правовую систему так, как она существует.

Ты мужик то хороший, но то, что ты делаешь, вредит нашей стране

Слово мета означает то, что после физики.

Мета — (с греч. μετά- – между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр).Физика может объяснить зачем уступать место престарелым женщинам возможности, но не может объяснить, почему не уступают им место в автобусе.

За объективной реальностью стоит проблема выбора. Эта та самая сфера, после физики, связана с сознанием и волей человека. Это означает, что когда мы с вами осязаемо, видим и читаем, и умеем читать и понимать объективное право, законы, то это еще не значит, что эти законы будет принимать, и будем руководствоваться.

За внешними осязаемыми проявлениями права стоят абсолютные концепции права, именно те самые, что доктрины права и именно эти доктрины права и определяют, что есть самое ценное в данном сообществе людей. Они определяют цели правового регулирования.

Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

Ценность – это представление данного сообщества людей о желаемом будущем.

Ценность всегда связана с идеалами, то есть то, чего надо достигнуть. И отсюда следует, что какие доктрина ценности определяет, то таков и характер правового регулирования.

Если взять две декларации Всеобщая декларация прав человек, где вышей ценностью определяется свобода и равенство, и взять Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемых (можно считать юридическим объявлением гражданской войны), то в этой декларации объявлена высшая/абсолютная ценность, это борьба с эксплуататарскими классами для социалистического переустройства общества.

Сфера юридической метафизики это есть собственно философские проблемы права, связанные с определением того, что является целью правового регулирования, а это связанно в свою очередь с фундаментальными ценностями, а этими ценностями может быть справедливость, безопасность, свобода (или утверждение диктатуры пролетариата, которая не ограничена никакими законами).

Не философия как отрасль человеческого знания заставляет правоведов философствовать, а сами правоведы заставляют человечество в лице философов философствовать на тему зачем, для чего и как возникло право и что с ним будет.

Фундаментальные основания, которые формируют необходимость сублимирования метафизического юридического.

СУБЛИМАЦИЯ, (от лат. sublimo – возвышаю) — переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные).

Надо выявить те основания, которые заставляют нас говоря о юридическом, о праве, возвышать эти наши рассуждения до метафизических проблем, которые есть в конечном счете проблемы добра и зла.

Правовая система эффективно действует в любом человеческом сообществе тогда, когда четко определено что есть добро и что есть зло. Это выражается в принципах (принцип гуманности, принцип законности, принцип справедливости).

Эти представления о добре и зле более фундаментальны, чем право, потому что

Добро – общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Период нравственного помешательства

Писатель Леонид Андреев («Иуда Искариот», «Дневник Сатаны»)

Право должны порождать те вопросы, которые выходят за рамки объективного и субъективного права и ставят предельные вопросы что есть добро и зло, что есть абсолютные ценность, что есть человек.

Без социологии невозможно развитие не догмы права, ни философии права

(В. Д. Зорькин)

Социоло́гия (от лат. societas – общество + др.-греч. λόγος – наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Это основание актуализируем юридическую метафизику, которое заложено в самом праве и этим основанием является свобода человека.

В общем и целом право – это юридическое осмысление свободы человека.

Философия права + ИППУ

Философия права занимается юридической метафизикой, сублимирует юридическое метафизическим, то есть возвышает до степени фундаментальных целей, которые стоят перед обществом и право признано регулировать взаимоотношения людей между собой.

Какое представление о добре и зле, ценностей, миропонимания, мировоззрения, такое и право. Цель – выяснить основания, которые заставляют философствовать, размышляя о сущности права и его бытии. И такое основание впервые открывается самим правом и этим основанием является свобода человека.

Свобода человека как раз и проявляется, когда речь идет о механизме действия НПА и этот механизм действия рассматривается философией права через сравнение с механизмом действия закона о природе.

Последний классический текст по праву: Гегель – Философия права

С точки зрения Гегеля законы природы абсолютны и так как имеют силу, так как они есть. Сила этих законно не зависит от отношений человека к ним, потому что мерило этих законов вне человека и наше знание и отношение к этим законам ничего к механизму действия этих законов не добавляют.

То, что касается терминологии Гегеля правовых законов (современная интерпретация нормативно правовых актов), то, говорит Гегель, знание права с одной стороны такое же, а с другой – иное. И различие, то есть это иное, заключается в том, что когда речь идет о механизме действия правовых законов, то здесь существенную роль играет дух рассмотрения. Конечно, человек может подчиниться действию правовых законов и он им подчиняется, но он никогда не подчиняется им так, как необходимостью природы, потому, что и именно в силу того, что человек существо разумное и волевое, он – человек, в самом себе находит подтверждение или неподтверждение того, что имеет силу законов.

НПА действителен и имеет значение тогда и только тогда, когда есть определенный штат людей, который использует монополию на насилие, принуждение исполнению данного нормативно правового акта.

И вот отсюда на механизм действия правовых законов существенным образом влияет коллизия, между тем, что есть, между правом как оно есть (объективным правом), и тем, что должно быть, между тем, как сам человек сам относится к действующему праву, и это обусловлено тем, что человек внутри себя обладает масштабом правового и существенное значение этого отношения человек к действующему праву проявляется в том, что сегодня называется процессом легитимации.

Легитима́ция (от лат. lex, legis, legitimus, legitima, legitimum – закон, законный, правомерный, должный, пристойный, правильный, действительный):

1.  процесс признания социальными субъектами значимости общественно-политической реальности как в целом, так и в её отдельных проявлениях и составляющих (М. Вебер);

2.  способы объяснения и оправдания социальных и политических отношений, их когнитивная и нормативная интерпретация (П. Бергер, Т. Лукман);

3.  форма удостоверения личности гражданина в государствах, где нет паспортной системы;

4.  в гражданском праве доказательство права гражданина на получение платежа, совершение какого-либо действия и т. п.

Термин коллизия (от лат. collisio – столкновение) – это столкновение норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения. При коллизии действует закон, вступивший в силу позже (при прочих равных, то есть при одинаковой юридической силе)

Легитимация представляет собой процесс признания членами данного сообщества действующего права и это признание может быть обосновано только внутренне, то есть религиозно. Но религию не нужно путать с церковью. Религиозно значит вера в то, что данная правовая система есть выражение высшей справедливости.

Поэтому философия права и говорит, что если мы различаем

Проблема соотношения законности и правопорядка – ?

Законы могут быть безупречны (семантически, логически и грамматически), но одно дело, когда законы, а совсем другое, являются ли юридическое значение этих законов мотивом поведения человека/общества.

Строгость закона компенсируется необязательность их исполнения

(Салтыков-Щедрин)

Есть страна, в которой есть очень интересные законы. Эти законы определяют жизнь каждого человека в этой стране, как непрерывную преступную деятельность

(Пелевин)

Процесс легитимации, который обозначен в философии права через то, что правовые законы носят неабсолютные характер, они носят характер относительный, то есть зависят от духа рассмотрения, от того, как человек относится к этим законам.

Это положение свидетельствует о том, что если мы вводим человека в контекст юридических проблем, то можно со всей определенностью сказать, что правовая система это в конечно счете отражение и выражение социальной, исторической и исторической значимости свободы человека.

Свобода в правовом контексте понимается, как свобода позитивная и это позитивное понимание свободы вытекает из желания человека быть хозяином своей собственной жизни и в этой позитивной свободе человеческой «Я» является орудием его волеизъявления.

И. Кант – Философия права

Канту принадлежит первое в истории человечества определение правового государства. Согласно определению Канта, государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Отметим, что в трудах Канта нет термина <правовое государство>. Но, по сути, Кант не мыслил иного идеала государственности, кроме правового. По его словам, "гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое, основано на следующих априорных принципах:

1) свободе каждого члена общества как человека;

2) равенстве его с каждым другим как подданного;

3) самостоятельности каждого члена общности как гражданина.

Человек свободен потому, что он существо волевое.

Воля это специфические вид причинности и суть этой причинность в том, что человек живет не по законам, а по представлению о законах или по принципам.

Причинность характеризует необходимые связи, между явлением, которое во времени предшествует и порождает явление.

Причинность – взаимная связь явлений, при которой одно является причиной другого.

Именно поэтому проявление свободы это действия волеизъявления.

Воля создает предмет произвола. Есть некоторый объект, то на что направлена наша активность, а у этого объекта есть материя произвола.

Ценностный выбор/ценностное предпочтение.

Себялюбие

Когда речь идет о человеке, речь идет о свободе, то это доказывает то, что человек существо волевое. Воля делает человека автономным.

Автономность – обладание автономией, независимость от чего-либо.

Какое бы не было общество, какое бы не было государства, проблема отношения человека к закону, она неснимаема, что сам НПА предполагает свободу человека. Субъективный смысл это мера возможно законного поведения. Сама норма предполагает акт выбора человека.

Негативная свобода противопоставляется свободы негативной.

И. Берлин

Понятие негативной свободы характеризуется, как реальная возможность делать человеку то, на что он способен и кем он способен быть и при этом неподтвергаться вмешательству со стороны других людей.

Человек как социальное существо, с точки зрения негативной свободы свободен в той мере, в какой ни тот ни иной человек, ни группа людей не препятствует его деятельности

Негативная свобода связана с ограничением с точки зрения других членов того сообщества в котором человек живет.

Сфера этой негативной свободы представлена субъективным правом или юридическим правом, потому что субъективное или юридическое право как раз определяет меру возможного, то есть легального законного поведения человека. И между позитивной свободой, т. е. между желанием человека использовать самого себя согласно своему собственному рассмотрению и негативной свободы, т. е. рамками социально приемлемого поведения человека могут существовать страшные коллизии, вплоть до того, что негативная свобода превращается в порабощение, которое может носить как экономические, так и политический характер.

Сама норма предполагает под собой возможность ее нарушения, именно тогда она имеет смысл.

Джон Ролз – Теория справедливости

Сторонники разных концепций справедливости все же должны согласиться с тем, что институты справедливы, когда отсутствуют произвольные различия с точки зрения из доступа к правам и обязанностям, и когда правила определяют баланс между соперничающими притязаниями на блага общественной жизни.

Общественная жизнь это благо, и пользоваться ресурсами в обществе нужно по справедливости.

Баланс между соперничающими притязаниями, то есть на общественные блага, то есть блага создаваемые общественнымсовместным трудом, должны потребляться сообразно вкладу в общее в целом.

Том Пикетти – Капитал 21 века

Актуализация философских проблем права с точки зрения юридической метафизики, то есть постановки предельных вопросов бытия человека и общества она обусловлена свободой человека, а свобода человека вводится в юридических контекст через проблемы справедливость.

Причины зарождения правовой традиции в Европейской цивилизации

Политические учения античности: идея права как справедливости

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020