juristu5 – Корпоративное право
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

Корпоративное право


Корпоративное право.

Организационно-правовые формы юридических лиц.

Государственные корпорации — около 6 государственных корпораций у нас сегодня, одно из них безболезненно было переведено в ОАО, зачем вообще эта чуждая организационного-правовая форма юридических лиц — государственная корпорация — для наделения денег государственных служащих.

Понятие корпорации вообще является более широким — обособленное юридическое лицо, персонифицированное образование. Иногда говорят, что все юридические лица — корпорации, как обособленные субъекты.

Юридические лица:

1)  персональные — объединение лиц (товарищества, кооперативы). Товарищества — первая форма по генезису, органов управления нет — все товарищи управляют делами товарищества лично. Кооперативы — тоже объединение лиц, все вопросы решаются самими членами кооператива — собранием членов кооператива (принцип самоуправления);

2)  капитальные — объединение капитала, личность не имеет значения (АО), формируются органы управления, которые существуют обособленно от самих акционеров (акционеры являются только собственниками акций) и выполняют свою деятельность на профессиональной основе — может возникать конфликт интересов (менеджеров и акционеров).

ООО — смешанная форма юридических лиц, объединение как лиц, так и капиталов.

Greenmail – шантаж общества мелкими акционерами, членами. Если юридическое лицо капитального объединение, то исключение акционера неприемлемо, а вот ООО — смешанная форма, можно ли исключить из общества члена ООО.

Корпорации — в проекте ГК это все юридические лица, основанные на членстве, но данная связь бывает разной — акционеры (оперативное управление, как правило, отделено от акционеров) и члены ООО.

На 1 января 2013 в ЕГРЮЛ — полные товарищества (354), товарищество на вере (534), ООО и ОДО (3 603 440), ОАО и ЗАО (170 770), производственные кооперативы (188 038), унитарные предприятия (11 249), нет ни одного хозяйственного партнерства, прочие юридические лица — но у нас ограниченный перечень организационного-правовых форм юридических лиц (также несколько десятков штук).

Корпоративное законодательство.

Корпоративное законодательство — различные НПА, регламентирующие статус организаций (АО — в первую очередь,;ООО) — КРФ, ГК, ФЗ об АО, ФЗ об ООО, другие законы.

Характеристика корпоративного законодательства — в последние годы изменения в ФЗ «Об АО», ФЗ «Об ООО» не вносились, что достаточно редко, но благоприятно.

Бесхозные акции и доли — например, наследники, которые не вступили в наследство — акции, доли становятся государственными, но государству этого не надо (акции, доли, которые не имеют никакой рыночной ценности — государство отказывается) — что делать тогда обществу (данные акции нужно передать обществу, которое распределяет их между остальными акционерами или членами ООО, либо погашает).

Почитать ФЗ «О хозяйственных партнерствах» — копирует худший вариант ФЗ «Об ООО» по переходу доли, нужно уведомить.

ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «Об инсайдерской информации», ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников» — народные предприятия есть в некоторых субъектах РФ — гибрид производственного кооператива и акционерного общества (акционер только тот, кто обязательно участвует в трудовой деятельности лично).

Проблема дублирования правовых норм в ГК и специальных ФЗ — необходимо ссылать и на ГК, и на норму специального закона (Проект ГК это сохраняет). Двухзвенная структура нормативного регулирования сохраняется (ГК и текущие законы). Ст. 103 ГК и законы «Об АО» — противоречие нормативного-правового регулирования (изменения вносились в ФЗ, а в ГК — забыли). Необходимо за ГК оставить только общие положения об юридических лицах, которые будут конкретизироваться и раскрываться уже в специальных законах.

Другая проблема — характеристика самих законов — ФЗ «Об АО», ФЗ «Об ООО» — нормы об АО слишком императивные, сокращено после 2002 уставотворчество (ранее было предусмотрено «если уставом не предусмотрено иное»), а нормы об ООО более диспозитивные (предусмотренное законом и уставом) — необходимо расширение диспозитивности, соблюдая баланс диспозитивного (частный интерес) и императивного (публичный интерес) регулирования. Переход к внутреннему, локальному регулированию отношений в обществах.

Законодательство.

Подзаконные нормативные акты.

Судебно-арбитражная практика:

1)  Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 № 19 «О некоторых вопросах применения ФЗ «Об акционерных обществах»» — сегодня уже достаточно устарел.

2)  На сайте опубликован новый проект — О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица — понятия добросовестности и разумности.

Типология акционерных обществ:

1)  открытые и закрытые АО — в проекте ГК закрытых ОА уже нет;

2)  непубличные и публичные АО;

3)  специальные АО (банковская сфера, страхование, инвестиционная деятельность, АПК);

4)  народные предприятия (смесь кооператива и хозяйственного общества) — формально не соответствует ни гражданскому, ни акционерному законодательству (против рейдеров — все завязано на трудовых отношениях; голосуют не акциями, а руками).

Публичные акционерные общества — ст. 97 Проекта ГК.

ОАО не всегда совпадают с публичными ОА.

Способы учреждения АО (по Тарасову И. Т. «Учение об акционерных компаниях»):

1)  «дутое» учредительство — закрытое АО;

2)  полное «проспектное» учредительство;

3)  смешанное учредительство — французская модель, когда сами учредители обладают акциями общества.

Существование «золотой акции» противоречит принципам корпоративного управления (неакционер принимает участие в управлении, обладает правом вето) — их можно вводить в исключительных случаях, в стратегических отраслях.

Корпоративные документы — все АО имеют устав. Корпоративные документы — внутренние документы общества (положение о требованиях к членам правления) — документы, которые определяют систему управления, структуру и порядок работы органов управления, принятие и фиксацию решений, стратегию развития, раскрытие и предоставление информации, а также правила взаимодействия участников корпоративных отношений.

Кодекс корпоративного управления.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020

А ты боишься COVID-19?

 Пройди опрос и получи промокод