Учебные материалы по юриспруденции| Философия права конспект | Juristu5
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

Философия права конспект


Философия права

I. Связь философии права и юридических наук.

Будучи материалистом, Маркс решает основную проблему философии — проблему соотношения бытия и сознания — в пользу первого: «бытие определяет сознание». При этом под «бытием» Маркс подразумевал не природу, не окружающий человека материальный мир, а деятельное, практическое бытие людей, которое и считал источником всех философских проблем. Это деятельное бытие «навязывает» человеку соответствующие формы сознания. Мир постигается именно в этих общественно обусловленных формах сознания и мышления, то есть, философских категориях. По причине социальной обусловленности, то есть, зависимости от существующих социальных отношений, их содержание меняется вместе с обществом, с присущими ему формами деятельности.

Свобода как философская категория. Ее модификации.

Проблема: Является ли философия права составной частью общей теории права, или же она – часть философии?

Варианты ответов:

1. Философия права как часть общей теории права:

А. С.Пиголкин: В общей теории права можно выделить две части: философско-методологическую и конкретно-аналитическую.

В. В.Оксамытный: «В теории права представляется возможным выделить… философию права как науку, познающую суть права, его смысл и социальную ценность, (и) содержащую философско-правовые учения, которые имеют методологическое значение для общетеоретической юридической науки

Д. А.Керимов: «Общая теория права и государства… включает в себя три составные части: социологию права, философию права и правовое государство».

Вывод: Философия права – наука, особая юридическая дисциплина, специфика которой видится лишь в круге решаемых задач и особенностях применяемой для их решения методологии. И круг задач, и методология представляют собой лишь конкретизацию задач и методологии теории государства и права.

2.Философия права не является частью теории права, а представляет собой видение права с позиций всего объема духовной жизни общества.

С. С.Алексеев: Право имеет три образа… Юридические реалии, с которыми встречается в своей практической жизни человек…, постигаются юридическими науками в основном прикладного профиля…, такими как уголовное право, трудовое право, гражданское право… Право как особое сложное социальное образование – предмет теории права. Смысл и назначение права как мирозданческого явления изучается философией права.

О. Э.Лейст. Три уровня познания права: практическая юриспруденция, основанная на догме права и отраженная в отраслевых науках, общая теория права и философия права, стремящаяся постичь законы бытия права, его место и роль в социокультурном мире разных цивилизаций, его связи с человеком, коллективом, обществом и государством, с общественным сознанием и культурой человечества.

Вывод: 1) Философия права является как юридической, так и философской дисциплиной. 2) Особенность философии права определяется особым кругом ее проблем, отличающих ее от юридической теории любого уровня как количественно, по степени общности, так и качественно. Она имеет качественно отличную методологию.

3.Философия права – философская дисциплина.

Л. А.Морозов: Философия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека.

Ж.- Л. Бержель: Философия права стремится увидеть метатеоретическое значение права и ценности, которое это право должно отстаивать, а также смысл права относительно полного видения человека и мира.

Вывод: Философия права относится к философским дисциплинам, являясь юридической метафизикой.

М. Н Марченко: «Философия права и теория государства и права органически сочетаются, дополняют друг друга и не взаимоподменяют друг друга».

N. B.!

Предмет философии права: юридическая постановка вопроса.

Предмет философии права – само право. Но право — это и предмет теории права.

Алексеев С. С. Философия права призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей.

Ершов Ю. Г. Это наука о познавательных, ценностных и социальных основах права.

В этих определениях предметом философии права становится не само право, а то, что определяет его смысл и назначение.

Тихонравов Ю. В. Философия права есть учение о смысле права, то есть, о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право.

Позитивный момент этого определения, что философия – это не наука, а учение (то, что может быть выражением глубинного смысла не только теории, но и морального иносказания — притчи, теологического труда и т. д.).

Негативный – то, что в качестве предмета берутся универсальные причины и снования права. Ведь это – то, что право обусловливает, но им не является. А это – уже дело науки. И, наконец, режет ухо, что «человек устанавливает право». Ведь, это типично юридическая постановка вопроса.

Нерсесянц В. С. Предмет философии права – это «право в его различении и соотношении с законом».

Позитивный момент – стремление указать на качественное отличие философско-правового подхода от иных подходов к праву, а не просто указание на более широкое понимание права.

Западный взгляд:

Ж.-Л. Бержель: Философия права – юридическая метафизика, которая «стремится освободить право от его технического аппарата…, отталкиваясь от философии с целью сублимации юридического в метафизическом».

Негатив – юридическая теория понимается как теория, описывающая действующее право, а потому концентрирующаяся на формальной стороне вопросов, оставляя философии права содержательную сторону мышления о праве. Yg.: Синхой: Философия права рассматривает такие вопросы, как «природа права, сущность справедливости, правонарушение и наказание, права личности и т. д.».

4 смысла словосочетания «философия права» как обозначения философской дисциплины:

1.Часть философии (в том числе и социальной философии).

2.Общая методология юридической теории.

3.Система программных установок права, его мировоззренческие основания.

4.Это философствование правового существа.

1.  В рамках социальной философии право не является единственным предметом. Оно – лишь один из элементов предметной области соц. философии, наряду с моралью, политикой, религией и др. формами общественной жизни. Здесь право предстает как специфическая форма общественного сознания и элемент (сфера) общественной жизни.

1а. Другой смысл философии права как части философии, когда под философией понимается не совокупность особого рода суждений о социальной действительности, а особый тип мышления, специфический способ обнаружения и организации любого мысленного содержания.

Философское мышление принципиально отлично от научного:

1)  Цель философии – мировоззренческое отношение к предмету, цель науки – предметная истина.

2)  Философия рефлексивна. Наука объективна, ее содержание во многом определяется свойствами и закономерностями познаваемых ею объектов.

Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий последнее на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Три вида: 1. Элементарная – рассмотрение и анализ знаний и поступков, размышление об их границах и значении. 2. Научная – критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе методов и приемов, свойственных данной области научного исследования. 3. Философская – осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления.

3)  Философия – способ духовного бытия человека, наука – когнитивно-практического

4)  Философия права (как всякая философия) является областью категориального мышления. Юридическая наука (как и любая наука) – понятийного.

Понятийное мышление объектно: оно образует понятия посредством указания на совокупность некоторых свойств предмета. При этом любое понятие охватывает лишь часть его свойств. Понятийное мышление ориентировано на определение предметов мысли как исходный пункт и конечную цель познания. Вне указания на конкретный предел, границу знания никакое понятие о предмете невозможно. Теории, построенные на понятийной основе, как бы сами себя выстраивают, образуя собственную смысловую область, выйти за пределы которой не позволяют уже сложившиеся понятия. Последние могут быть хорошо применимы только к тем или иным частным множествам, к отдельным явлениям. Но понятийное мышление рано или поздно сталкивается с универсальными и при этом идеальными предметами, которые представляют собой нечто принципиально иное, чем простое обобщение. «Право» — не является результатом обобщения правовых явлений.

5. Категории имеют характер синтетического априори, они изначальны по отношению к любым мыслительным актам, являясь принципами их формообразования.

6. Связь категорий в отличие от связи понятий противоречива. Диалектика.

Выявление динамики этой системы связей и составляет суть и цель развертывания содержания категориального мышления.

6. В каркасе понятийного мышления право всегда выступает определенной формой социальной практики. Описание права в этом аспекте приводит к необходимости искать единое в многообразном, ведет к утверждению сущности права как эссенции правовой реальности. «Единое» понимается при этом как равное сущности.

В каркасе категориального мышления право есть одна из внутренних форм самого мышления. Многообразное содержание права есть следствие утверждения сущности права в ее конкретности. Эмпирически «единое» при этом может быть не только тождественно, а даже противоположно сущности.

Различие философии права и юридической науки в предметности.

Для юридической науки предметом философии права выступает право как форма, сфера, явление жизни человека в его реальных проявлениях.

Для философского размышления предмет предстает не просто как фрагмент реальности, а как ее сгусток, олицетворение, средоточие, как реальность вообще, представленная в своей содержательной конкретности. Философия видит «всеобщее» в «единичном», а единичное понимает как момент всеобщего, как его наличность.

Искомым предметом философии права будет бытие права.

Различие бытия и существования.

Существование – это имение вещью места, ее явленность и наличность.

1.  Это означает конкретность содержания и формы вещи.

2.  В своем существовании вещь – не только явление (за явлением всегда кроется сущность), — а видимость, то есть, то, в чем существенное и несущественное спаяны не необходимым образом.

3.  Существование вещи определенно, то есть, ограниченно и конечно.

Бытие:

1.  Это неконкретность формы, то есть, ее всеобщность и всеобъемлемость, а значит – ее единственность.

2.  Бытие вещи есть ее существование как идеи.

3.  Неопределенность, неограниченность, бесконечность бытия вещи. Это позитивность вообще, безотносительно чему-либо конкретному. Это всеобщее условие существования вещей, горизонт существования всего, о чем мы только в состоянии говорить.

Что значит в этом ракурсе бытие права?

Право как специфическая форма духовного бытия человека.

Философия права как система ценностных установок

Понимание философии права как мировоззренческого основания права, как совокупности программных установок конкретной правовой системы отражает весьма важную ее сторону: оно связано с констатацией фактической включенности правовых идей и установок в содержание практической жизни людей.

Право нельзя построить только по науке. Только система ценностных, идейных координат позволяет праву существовать как форме человеческой жизни.

Приняв философию права в качестве системы программных установок действительного права, мы должны признать предметом философии социальную реальность, взятую в трех аспектах:

1.  в аксиологическом аспекте, т. е., посредством выявления, описания и идеологического кодирования общезначимых ценностей общества или определенных социальных групп;

2.  в телеологическом аспекте, посредством выявления, описания и идейного обоснования связанности социальных целей;

3.  в праксеологическом аспекте, посредством выявления, описания и предписания оптимального и целесообразного инструментария действования людей в социальной реальности.

Иными словами, социальная реальность в рассматриваемом здесь значении понятия философии права выступает иначе, чем представлена юридическому мышлению (т. е., не как догма права). Она предстает как свидетельство реализованности определенных правовых ценностей, как некоторое оптимальное состояние общественной жизни, синтезированное в правопорядке (понимаемом, разумеется, не в узко юридическом, а в широком социально-философском смысле); она предстает как условие, основание развертывания идеальной модели права в действительности общественных отношений.

Лейст О. Э.: Философия права – «не наука, а идеология, стремящаяся опереться на научное основание и обоснование».

Отсюда:

1.  с одной стороны, философия права становится центральным элементом правовой идеологии как составной части политики определенных социальных групп и слоев;

2.  с другой стороны, философия права предстает в качестве учения или составной части конкретного правового учения, которые опосредованно присутствуют в мотивации, целеопределении правовой жизни и, чаще всего, могут быть выделены из единого мотивационного потока.

И для философско-правовой, и для теоретико-правовой мысли право выступает формой утверждения системы социальных целей, ценностей, идей. Но они имеют в рамках философско-правовой и теоретико-правовой мысли существенно разные формы существования и выражения.

Т. о., поскольку юридические науки всегда имеют идеологический компонент, постольку в рассматриваемом аспекте философия права предстает как мировоззренческое основание юридической науки.

Философия права как методология

Философия права по самому своему существу – совокупность допущений, которые делают возможным понимание самого права, задают горизонт видения всей жизни человека, а потому имеют методологический смысл.

Что же такое методология?

Обычное понимание: это совокупность методов и средств изучения той или иной наукой вопросов возникновения, функционирования и развития определенных явлений, а также принципы, лежащие в основе изучения, и общий подход к выделенному теорией социальному явлению.

Такое понимание слишком узко.

Другой подход к понятию методологии связан с указанием на систему познавательных установок и механизмов, способствующих постижению конкретного предмета познания и непосредственно осуществляющих это постижение в соответствии со спецификой предмета и целями познания.

Предметом методологии как специфической области теоретического исследования должно быть все, что имеет то или иное методологическое значение.

Методологическое значение кроме принципов, методов и средств познания имеет следующее:

1.  система сложившихся знаний о предмете;

2.  понимание природы той формы постижения предмета, которое положено в основу конкретного исследования;

3.  концептуальные идеи, т. е., исходные суждения о предмете, программные предположения, предвосхищения;

4.  концептуальные модели как системы концептуальных идей, которые задают идеальную конструкцию предмета;

5.  парадигмы;

6.  концепты, т. е., исходные понятия, задающие смысловой каркас познания, его интенцию и являющиеся символами и рационализациями основополагающих идей.

Три (3) блока элементов в этой методологии:

1.  блок логики;

2.  блок принципов и

3.  блок методов познания.

Элементы первого блока связаны с определением горизонтов познания; элементы второго блока связаны с организацией конкретного познавательного процесса; элементы третьего блока обеспечивают раскрытие и теоретическое отражение содержания выделенной предметной области.

В науке предмет первичен по отношению к ее методу. Если для науки вопрос о методологии является, по существу, вопросом о рациональных основаниях применения тех или иных методов в сообразности с определенным предметом, то философия сама в целом выступает методологией.

Для научной теории конструирование предмета сопряжено лишь с организацией его содержания определенным для каждой конкретной науки образом; для философии конструирование предмета предстает актом его творения, организацией его содержания по замыслу субъекта, как бы объективируя мысль. В этой объективации заключается глубинный смысл философствования о предмете.

Адекватной является такая методология, которая не просто позволяет исследовать предмет и согласовывать результаты познания с исходными идеями, но и помогает выражать своеобразие самого предмета, своеобразие стратегии его познавания и конструирования.

Диалектика, как метод чисто философский, не может непосредственно применяться в любой нефилософской теории. Диалектика является методом выражения и самоосуществления универсальных характеристик бытия в целом. Как только предмет размышления начинает выступать в своей особенности, философский анализ становится из благого пожелания в ошибочную установку.

В самой философии неадекватными будут любые методы и принципы, построенные на основе отождествления идеи предмета с конкретным предметом.

Если понимать философию права как методологию, ее действительным предметом оказывается методология постижения права в его бытии. В таком случае перед ней проявляются две задачи:

1.  поиск, описание и приведение в действие методологии, позволяющей дать адекватный взгляд на бытие права;

2.  поиск, описание и приведение в действие методологии, способной обеспечить связь философской методологии с общенаучной методологией, лежащей в основе правовой теории, поскольку бытие и существование права диалектически взаимосвязаны.

Но философская и юридическая методологии противоположны. Философия права не представляет собой сосредоточения методологии юридического познания. Она представляет собой выяснение и выражение совокупности познавательных и вообще интеллектуальных условий понимания права. Она задает предельную глубину понимания всего массива юридической проблематики, позволяет определить любые положения юридической теории как частные случаи в постижении феномена права, что непосредственно влияет на мировоззренческую базу юридического мышления о праве.

Философия имеет дело с правом в идее. Наука – в действительности.

Подводя итог, можно сказать, что в контексте рассмотренного понимания целесообразно говорить не о философии права, а о философско-правовой методологии понимания (постижения, познания) права.

Философия права как философствование правового

существа.

Гегель считал задачей философии права постижение мыслей, лежащих в основе права.

Но каковы условия, при которых становится возможным постижение этих мыслей; как обратить их в содержание действующего права?

1)  Точкой опоры всякого философствования является человек с присущими ему по его природе способностями к духовному освоению окружающего мира и самого себя, к преображению многообразного содержания своей мысли во всеобъемлющий взгляд на мир, во все объясняющий принцип. Точкой опоры философствования о праве является правовое существо, как человек, бытующий в сетке координат правовой реальности и перестающий быть полноценным человеком, как только он за пределы этой сетки выходит. Правовое существо (или правовая сущность человека) должно приниматься как данность, и только в этом случае право оказывается полностью проницаемым для познания, его существование – полностью объясненным.

2)  В философском смысле право и сознание права принципиально не разнятся. Все, что может быть отнесено к праву (к правовой жизни) – все его элементы, стороны, связи, отношения, закономерности, действия и т. д. – одновременно предстает и как содержание сознания права. Право есть исходная интенция правосознания. Правосознание находит право, т. е., находит то, что в состоянии найти и хочет найти.

Обращение не к реальности, а к правосознанию как к тому, что действительно исследуется не опосредованно (как реальность), а непосредственно и адекватно, будет наиболее правильным в философском смысле. И философия права должна указать условия, позволяющие постичь правосознание, а также указать условия перехода от сознания к реальности.

3)  Логичным будет утверждать, если мы хотим проявить сущность права во всей его полноте, то единственным адекватным данной цели путем будет философствование самого правосознания. Философия права должна мыслиться как процесс, суть которого состоит в рефлексии правосознания. Делая такой акцент, мы должны в качестве единственного всеобъемлющего предмета принимать само правосознание, взятое с точки зрения его природы и логики, а затем – с точки зрения содержания и сущности. Правосознание интересует философию в качестве духовного бытия права.

4)  Решить задачу формирования философии права можно, только актуализируя правосознание (приводя его в действие). Сложившаяся философия права призвана пробудить рефлексию правосознания и выразить ее результаты адекватным образом.

Правосознание, само не являясь научным, способно задавать научному мышлению ценностные установки и духовные парадигмы. Можем ли мы сказать, что эти ценностные установки закладываются в основу общей теории права как науки? Только отчасти,

1)  так как эти установки действуют лишь в каркасе логики правосознания. Сказать же, что общая теория права развертывается на базе логики правосознания – значит, фактически утверждать, что философско-правовой и теоретико-правовой взгляды на право качественных различий не имеют.

2)  Хотя общая теория права развертывается как система научных знаний, а значит, подчинена логике научного познания, тем не менее, базовые положения и идеи, то есть, содержательная основа юридической теории права, формируется в каркасе иной формы общественного сознания, а потому и иной логики – в каркасе логики политического сознания. Сказанное отражает не природу общей теории права, а исторически сложившийся факт, состоящий в том, что юридическая теория права всегда, по сути, обращена к узаконенному праву как элементу политической организации общества. Не случайно для политологов и большинства юристов право неразрывно связано с государством и может быть понято только через эту связь. Стало быть, в своем предельном выражении право предстает как продукт рефлексии политического сознания.

Качественное различие логик политического и правового сознания обычно не замечается. Но осознан факт базирования правового и политического сознания на качественно различных идеях:

Example: Естественное право – очевидный продукт мысли в контексте логики правосознания.

В контексте же логики политического сознания – идея естественного права ложна.

Определение права как воли господствующего класса, возведенного в закон, имеет политический характер. Понимание права как института гражданского общества, призванного защищать граждан от произвола государства, свойственно собственно правовому отражению социальной реальности.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что взаимосвязь философии права и общей теории права определяется тем, насколько совместимы логики и базовые идеи правового и политического сознания в отражении феномена права. И эта совместимость определена далеко не только сущностными характеристиками данных форм общественного сознания, но и – в значительной мере – особенностями той или иной правовой культуры.

Таким образом, философию права можно определить как философию правосознания.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020