Учебные материалы по юриспруденции| Этнопедагогика и этнопсихология | Juristu5
ВУЗы по юриспруденции Готовые работы по юриспруденции Как писать работы по юриспруденции Учебные материалы Решить задачу online

Этнопедагогика и этнопсихология


Основное содержание курса «Этнопедагогика и этнопсихология»

Тема 1. Этнопедагогика как наука.

Историко-педагогическая обусловленность возникновения и развития этнопедагогики как отрасли научно-теоретической педагогики. Этнопедагогика как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики. Народная педагогика как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, объективированного в традициях обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, произведениях народного искусства. Своеобразие области изучения и предмета этнопедагогики. Задачи науки. Основные направления исследования. Основные категории этнопедагогики.

Место этнопедагогики в современной системе педагогических наук. Связь этнопедагогики с этнологией, этнографией, этнопсихологией. Этнопсихология как наука о своеобразии проявления и функционирования этнической окраски психики. Актуальность этнопсихологической подготовки студентов.

Тема 2. Этнография и этнокультура детства.

Понятие детства в науке. Этнография детства. Детство как объект исследования. Символические образы ребенка в культуре и национальном сознании. М. Мид — основоположник этнографии детства, вклад М. Мид в исследования детства в разных культурах. Значение работ И. С.Кона для развития отечественной этнографии детства. Представления о возрасте в разных культурах, «жизненный цикл» Возрастные ступени детства, их этнографическая характеристика. Возрастная периодизация и ступени детского возраста в разных культурах. Положение детей в обществе, их социальный статус на разных ступенях социализации. Особенности периода отрочества.

Тема 3. Проблема социализации и воспитания детей в культуре разных народов.

Социализация как способ приобщения к социуму и фактор вхождения ребенка в социально-этническую среду. Понятия «инкультурация», «этнизация», «культуризация» и «культурная трансмиссия». Этнические особенности способов социализации.

Основные агенты и институты социализации (семья, детское сообщество, специальные учреждения, общество и др.).

Воздействие культуры на формирование типа личности (базовой личности) и некоторые личностные качества. Зависимость социализации ребенка от типа культуры (по М. Мид). Влияние особенностей культуры на стиль воспитания и поведение ребенка. Детская субкультура как субъект социализации детей.

Значение культурных традиций в сохранении единства этноса. Этническая культура и национальный характер, способы сохранения и воспроизведения этнического стереотипа поведения.

Тема 4. Факторы и средства народной педагогики.

Основные факторы народной педагогики: природа, уклад жизни (быт), язык-слово, игра, традиции, труд, общение, искусство, религия, пример-идеал.

Духовно-нравственный воспитательный потенциал основных мировых религий. Влияние религии на воспитание детей у различных народов. Современное конфессиональное образование в России.

Средства народной педагогики: устное народное творчество — мифы, легенды, сказания, сказки, былины, песни, малые формы фольклора (пословицы, загадки), поэзия пестования (пестушки, потешки, колыбельные песни), игры, игрушки, праздники.

Педагогика пестования — комплекс средств, предназначенных для детей первых месяцев и лет жизни. Сказки как проявление народного педагогического гения и комплексное средство народного традиционного воспитания.

Малые формы фольклора – средства умственного, нравственного и эстетического воспитания. Народные игра как средство социализации и физического воспитания.

Тема 5. Этнический мир человека. Национальное самосознание, этническая Я-концепция: структура, функции. Этническая идентичность как центральный феномен этнического самосознания. Когнитивный и аффективный компоненты в структуре этнической идентичности, типы, динамика развития этнической идентичности в онтогенезе, отклонения от нормы. Этнические стереотипы: параметры, функции, виды. Стереотипы восприятия и поведения. Этнические предпочтения и предубеждения. Методы исследования этнической идентичности, этнических стереотипов.

Тема 6. Психологические основы нации. Психология нации как результат исторического развития, в ходе которого экономические и социальные, политические условия и деятельность людей определяли формирование черт их общественной психики. Подходы к исследованию этнопсихологических свойств народов. Национальное сознание, национальный характер, национальный темперамент, национальное мышление или национальный склад ума, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки.

Тема 7. Национально-психологические особенности представителей разных этносов. Своеобразие психологии народов России и ближнего зарубежья (тюркские, алтайские, финно-угорские народы, народы Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Казахстана). Влияние религии на особенности мышления, традиции поведения. Знание национально-психологических особенностей как основа для построения стратегии и тактики межнационального взаимодействия в поликультурном обществе и полиэтнической образовательной среде.

Тема 8. Межкультурная коммуникация и толерантные взаимоотношения в поликультурном обществе и полиэтнической образовательной среде.

Полиэтническая образовательная среда – сущность, структура. Понятие и формы межкультурной и межэтнической коммуникации. Препятствия, мешающие эффективной межкультурной коммуникации. Современное содержание понятия толерантности. Формы и средства формирования толерантности. Тренинг как метод формирования и развития этнокультурной толерантности и компетентности. Задачи, модели, основные принципы этнокультурного тренинга, оценка его эффективности.

Тема 9. Характеристика социально-психологической адаптации. Сущность процесса адаптации, виды. Культурная и этнокультурная адаптация, аккультурация, адапативность, дезадаптация. Расстройства адаптации. Причины и последствия успешной и неуспешной этнокультурной адаптации. Явление «культурного шока»: характеристика, негативные и позитивные результаты. Стратегии аккультурации: признаки, условия для депривации. Особенности и проблемы учащихся в новой для них социокультурной среды. Возрастные особенности выбора стратегии культурной адаптации и связь с развитием этнической идентичности.

Тема 10. Исследование процесса адаптации ребенка к новой для него социокультурной среде. Показатели характера и типа адаптации. Уровни адаптации; социометрический статус ребенка в детском коллективе, в том числе наличие у него референтной группы, включающей представителей принимающего населения или этнического, культурного большинства. Уровень толерантности / интолератностости, в детском коллективе, распространенность установок ксенофобии. Уровень толерантности / интолератностости самого ребенка. Этническая идентичность ребенка, в когнитивном и аффективном компоненте. Комплекс диагностических методик для исследования адаптации ребенка. «Соотношение диагностических методик для определения стратегии успешности или неуспешности адаптации»

Основные понятия дисциплины:

народная педагогика, менталитет; традиции, обряд; обычай; этнос, народ, нация, педагогическая культура этноса; традиционная культура воспитания, этническое самосознание, этническая идентичность, этнические стереотипы, этнизация, инкультурация, аккультурация, культурная трансмиссия, социокультурная адаптация, толерантность, полиэтническая образовательная среда, национальная школа, полиэтническая школа.

Вопросы для подготовки к зачету

Этнопедагогика: предмет, задачи и направления изучения. Взаимосвязь этнопедагогики, народной педагогики и теоретической педагогики. Этническая педагогика в системе социальных наук. Цивилизационный подход к определению педагогических традиций разных цивилизаций. Базисные педагогические традиции Западной цивилизации. Цивилизационный и культурологический подходы к этнопедагогике. Гуманистические истоки антропологического принципа этнопедагогики. Аксиологические основы этнопедагогики: общечеловеческие ценности. Аксиологические основы этнопедагогики: этнические ценности. Проблема соотношения общечеловеческого и национального. Базисные педагогические традиции Восточной и Российской цивилизаций. Этнография детства: история, предмет, задачи. Вклад М. Мид в изучение мира детства в разных культурах. История возникновения и развития этнопедагогики как отрасли научного знания. Возрастная периодизация и ступени детского возраста в разных культурах. Типология культур на основе взаимодействия поколений (по М. Мид). Социализация, инкультурация, этнизация, культуризация» и культурная трансмиссия. Влияние особенностей культуры на поведение детей и взрослых. Воздействие национально-культурных особенностей на стиль воспитания, формирование базовой личности и качества ребенка. Факторы народной педагогики: природа, слово, пример-идеал. Факторы народной педагогики: искусство, труд, традиции. Религия как фактор воспитания. Современное конфессиональное образование в России. Моноэтническая и полиэтническая образовательная среда: характеристика, особенности. Национальная идея в образовании. Проблема депривации в многонациональном образовательном пространстве. Пути и средства их преодоления. Специфика парадигмы полиэтнической школы. Средства народной педагогики: особенности. Поэзия пестования, сказки. Средства народной педагогики: малые формы фольклора, народные игры и игрушки, аграрарно-календарная поэзия. Воспитательное и развивающее значение народной игры и игрушки. Семья как фактор и средство народного воспитания. Многогранность функций семьи. Принципы отбора и выделения национального компонента в образовательные программы современной школы. Национальная школа: история, особенности, современные проблемы и перспективы развития. Современная полиэтническая школа: особенности, проблемы, перспективы. Возникновение и развитие этнической психологии как науки. Этнопсихология: предмет, направления и перспективы развития. Задачи этнопсихологии. Соотношение этноса, народности, нации и расы. Пути формирования нации. Суперэтносы и субэтносы. Структура этнического самосознания. Этническая Я-концепция. Национальный характер. Национальная ментальность. Этническая идентичность: понятие, структура, типы. Формирование этнической идентичности. Понятие этнического стереотипа. Основные параметры, типы и разновидности этнических стереотипов. Процессы взаимодействия этнических общностей. Формы взаимодействия. Стратегии межкультурной адаптации. Межэтническая напряженность. Межэтнические конфликты. Формирование толерантности в полиэтнической среде

Рекомендуемая учебно-методическая литература.

1.  Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа,2000.

2.  Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л.Набок, В. И. Щеглов. — М., «Академия»,2008

3.  Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М., Ростов-на-Дону,1999.

4.  Бромлей Ю. В. Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М.,1988.

5.  Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. – М.,1993.

6.  Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. – любое издание.

7.  Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.,1999.

8.  Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.,1998.

9.  Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Евразия: космос кочевника, земледельца и горца. — М.,1999.

10.  Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. – Л.,1990.

11.  Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.,1990.

12.  Гумилев Л. Н. Этносфера. – М.,1993.

13.  Кон И. С. К проблеме национального характера. — М.,1971.

14.  Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 2003.

15.  Крысько В. Г. Этническая психология. – М.,2004.

16.  Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. – М.,1999.

17.  Мид М. Культура и мир детства. – М.,1988.

18.  Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. — СПб.,2003

19.  Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. – М.,2006.

20.  Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. – любое издание.

Формы самостоятельной работы и текущей аттестации

Тема

Семинары

Внеаудиторные формы самостоятельной работы

Мин. кол-во баллов

Макс. кол-во баллов

1.Этнопедагогика и этнопсихология как наука.

Составление плана самостоятельной работы и терминологического словаря основных понятий по дисциплине.

5

10

2. Этнография и этнокультура детства.

Реферат – конспект по одному из аспектов темы. Например, — «Возрастная периодизация и ступени детского возраста в разных культурах.»

3

5

3. Проблема социализации и воспитания детей в культуре разных народов.

Семинар – круглый стол на тему «Этнические особенности процессов социализации»

Подготовка к семинару по основным аспектам темы, обозначенным в основном содержании дисциплины

5

10

4. Факторы и средства народной педагогики.

Реферат — обзор по одному из аспектов темы

3

5

5.Этнический мир человека.

Семинар. на тему: «Этническая идентичность как центральный феномен этнического самосознания.»

Подготовка к семинару по основным аспектам темы, обозначенным в основном содержании дисциплины

5

10

6.Психологические основы нации.

Реферат — конспект по одному из аспектов(вопросов) темы

3

5

7.Национально-психологические особенности представителей разных этносов.

Реферат-доклад по одному из аспектов (вопросов) темы

3

5

8.Межкультурная коммуникация и толерантные взаимоотношения в поликультурном обществе и полиэтнической образовательной среде.

. Семинар – диспут на тему: «Межэтнические отношения»

Подготовка к семинару по основным аспектам темы, обозначенным в основном содержании

дисциплины

5

10

9.Характеристика социально-психологической адаптации.

Реферат-доклад по одному из разделов (вопросов) темы

3

5

10.Исследование процесса адаптации ребенка к новой для него социокультурной среде.

Презентация и обсуждение проектов, технологий социокультурной адаптации в полиэтнической образовательной среде

Подбор методик исследования процесса адаптации, этнической идентичности, разработка проектов формирования толерантности и т. п..

5

10

Посещаемость занятий:

не менее 50%

не менее 80 -100%

10

25

Всего

50

100

Необходимый минимум для зачета 50 баллов.

Терминологический аппарат

Народная педагогика, менталитет, традиции, обряд, обычай, этнос, народ, нация, педагогическая культура этноса; традиционная культура воспитания, этническое самосознание, этническая идентичность, этнические стереотипы, этнизация, инкультурация, аккультурация, культурная трансмиссия, социокультурная адаптация, толерантность, полиэтническая образовательная среда, национальная школа, полиэтническая школа.

А) Работа с источниками, учебными и научными изданиями (аннотация, рецензия, конспект, реферат, тезисы)

Аннотация — сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

1.  Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

2.  Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

1.  Композиция, структура первичного текста.

2.  Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Глоссарий — словарь терминов

Конспект — особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику — интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

·  конспект-план,

·  конспект-схема,

·  текстуальный конспект.

Научная статья — сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

Реферат — адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника. Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

o Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

o Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

o Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

o Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

К стратегии самостоятельной работы (ЗХУ)

З — что мы знаем; X — что мы хотим узнать; У — что мы узнали, и что нам осталось узнать

При изучении данного учебного курса можно воспользоваться предлагаемой ниже стратегией организации самостоятельной работы. При обращении к той или иной теме курса заполните первые две графы таблицы: знаю и хочу узнать, а раздел, что узнали, заполните после знакомства с основным содержанием изучаемой темы.

Таблица-"3наю — Хочу узнать — Узнал" (ЗХУ) Стратегия -"Знаю — Хочу узнать — Узнал» была разработана в 1984 году профессором из Чикаго Донной Огл. Цель ее — развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией. Если вы хотите на занятии собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит данная стратегия.

З — что мы знаем X — что мы хотим узнать У — что мы узнали, и что нам осталось узнать

2.Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

А. В. С. О.

3. Источники информации.

1. 2. 3. 4.

Выделим основные правила работы с приемом "ЗХУ":

— вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;

— перечислите источники информации;

— попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;

— поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;

— познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом преподавателя);

— ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;

— посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;

— поработайте с третьей частью таблицы, создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили; заполните ее

У этой формы работы есть еще один резерв — это вторая и третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть продолжена: в качестве домашней самостоятельной работы — задание заполнить новую таблицу тема. Проблема по выбору

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020